Микрокредитование и микрофинансирование: практика работы МФО

МФО или микрофинансовые организации появились на территории России относительно недавно – в 2000 году. На сегодняшний день зарегистрировано более 2 тысяч МФО.

Роман Давидович Селин: МФО, или микрофинансовые организации, появились на территории России относительно недавно – в 2000 году. На сегодняшний день зарегистрировано более 2 тысяч МФО. Принцип работы таких компаний заключается в выдаче небольшой суммы кредита с минимальным пакетом документов в течение очень короткого времени – до 30 минут. Такие кредиты оформляются без залога и без поручителей, что вызывает повышенный срок на данную услугу.

После 2006 года количество микрофинансовых организаций многократно увеличилось, поэтому конкуренция вынудила их снизить ставки по микрокредитам. Если раньше суммы выдавались под 2-3% в день, то на сегодняшний день не проблема найти МФО, которые готовы выдавать людям и под 2-3% в неделю. По мнению Романа Давидовича, снижение ставок будет наблюдаться и дальше, но отметки уровня банковских ставок они не достигнут в связи с повышенными рисками.

Изначально МФО были ориентированы на малый бизнес, потому как начинающему предпринимателю было сложно получить кредит на развитие своего бизнеса в банке, учитывая строгие требования по оценке финансового состояния заемщика. С течением времени ситуация изменилась, и сейчас основными клиентами МФО являются физические лица, которым срочно необходимы денежные средства при отсутствии залога или поручителей. Основной контингент потребителей услуг микрофинансирования – это люди со средним или даже ниже среднего уровнем дохода, которые периодически испытывают финансовые трудности. Именно поэтому основная цель микрокредитования – выдача денег до зарплаты, подметил Роман Селин.

Реклама на веке

Миф о том, что МФО выдает деньги всем подряд, в корне неверен. Да, действительно, такие организации значительно упростили проверку документов заемщика. Зачастую достаточно предоставить всего лишь паспорт, чтобы получить кредит. Но компании постоянно повышают уровень развития своего персонала, и обучают их навыкам визуального контроля, которые позволяют с достаточно высокой точностью определить, насколько клиент платежеспособен и намерен возвращать ссуду. Средний процент невозврата по микрокредитам составляет приблизительно 25%.

Перспективы развития МФО в России

Роман Селин: "Деньги взаймы, причем быстро и без дополнительных документов – это заманчивая услуга для физических лиц и начинающих предпринимателей. Тем более что спрос на такого рода услуги постоянно растет, несмотря на очень высокие проценты. В некоторых компаниях годовая ставка доходит до 1000%!"

Согласно статистике Центробанка, за последние два года портфель МФО вырос с 27 до 47 млрд. рублей. При этом банковская статистика показывает, что за этот же период задолженность кредиторов перед банками составила около 1,84 трлн. рублей, но существенная разница коммерческих банков и МФО состоит в том, что микрофинансовые организации имеют ограничения суммы выдаваемой ссуды. Как правило, физические лица кредитуются на сумму не более 20-30 тыс. рублей.

Кроме того, закон «О микрофинансовой деятельности» позволяет этим организациям успешно развиваться на рынке кредитования, так как у них отсутствует обязательное резервирование средств, как в банке, а отчетность намного проще и меньше по объему, чем у коммерческих банков.

В настоящее время около 700 МФО кредитует малый бизнес. Если говорить о МФО с государственным участием, то их процентные ставки держатся на уровне около 26% годовых. Их основное направление деятельности – микрокредитование низкорентабельных предприятий в сегментах сельского хозяйства, строительства и производства. Частные МФО предоставляют услугу кредитования по ставке до 50% годовых, подметил Роман Давидович.

Наиболее стремительный рост деятельности МФО наблюдается в небольших городах, особенно там, где мало филиалов крупных банков.

Конечно, риски работы МФО достаточно высоки – ведь к ним зачастую обращаются лица, которые находятся в «черном списке» неплательщиков банка. Но несмотря на это, перспективы дальнейшего роста и развития микрофинансовых организаций в нашей стране есть, так как микрокредитование в условиях роста инфляции остается достаточно востребованной услугой для среднестатистического жителя России.

Реклама на веке
По делу метростроя «докопались» до Городецкого Современные методики продвижения товаров при помощи анализа конкурентов