18+
  1. Министры оказались страшно далеки от народа

Министры оказались страшно далеки от народа

Недавно были опубликованы сведения о доходах и имуществе чиновников российского правительства за 2006 год. Согласно официальным данным, за год зарплата среднестатистического министра выросла на 40% , и он зарабатывал около $6,6 тыс. в месяц.

Формально рейтинг зарплат выглядит так. Всех своих коллег с приличным отрывом обошел министр природных ресурсов Юрий Трутнев, доходы которого составили почти 134 млн. рублей (его доходы в 2006 году сократились). Второе место занял министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, который за год практически в десять раз увеличил свое благосостояние. Согласно декларации, он заработал 112,6 млн. рублей.

Как и в 2006 году, глава Минприроды Юрий Трутнев и министр связи Леонид Рейман имеют доходы, резко отличающиеся от доходов остального кабинета министров. Это связано с получением ими доходов от имущества в собственности и ее продажи.

Третьим "финишировал" министр транспорта Игорь Левитин (13,4 млн. рублей).

Потряс своей скромностью самый народный министр страны, глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов - 9,2 млн. рублей (в 2005 году его доход составлял «всего» 1,2 млн. рублей). За Зурабовым следует финансовое светило страны Алексей Кудрин - 2,3 млн. руб. Затерялся среди министров-миллионеров премьер Михаил Фрадков - 2,59 млн. рублей.

В прошлый раз звание самого «бедного» министра гордо носил глава МЭРТа Герман Греф, но сейчас место в конце списка занял новый министр обороны Анатолий Сердюков, получивший «всего» 1,253 млн. рублей в год. Правда, эти деньги он заработал еще на посту руководителя Федеральной налоговой службы. Второе с конца место досталось министру регионального развития Владимиру Яковлеву (1,5 млн.рублей), а третье - министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу (1,7 млн. рублей).

Не слишком богатыми выглядят на фоне других министров наши прокуроры. Например, бывший генпрокурор, а ныне министр юстиции Владимир Устинов заработал за год 5,5 млн. рублей. Причем, из них 2 млн. – пенсия, еще 1,3 млн. рублей он получил за счет выходного пособия при увольнении.

Отчеты по принадлежащей министрам недвижимости в сравнении с 2005 годом практически не изменились. Самая большая по площади квартира принадлежит Дмитрию Медведеву - 367,8 кв. м. Самая маленькая квартира (47 квадратных метров) у министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. Самый большой дачный дом (1359,2 квадратных метра) имеет министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, а самый маленький (36 квадратных метров) - глава аппарата правительства Сергей Нарышкин.

Отметим, что в список, публикующийся правительственным СМИ, во второй раз не вошли лишь данные о доходах главы МВД Рашида Нургалиева.

Эксперты отмечают, что, с одной стороны, у министров по причине их весьма ответственной работы зарплата должна быть высокой. Однако это отнюдь не спасает от коррупции.

В какой степени декларации соответствуют уровню расходов 20 высших чиновников России, официальные данные ответить явно не могут. Данные об имуществе министров в собственности в 2004-2006 годах оставляют больше вопросов, чем ответов. Из опубликованных цифр нельзя сделать однозначных выводов о доходах министров хотя бы потому, что раскрытая информация далеко не всегда объясняет размах их операций с недвижимостью.

Например, глава МЧС Сергеем Шойгу, согласно таблице, утратил имущество в виде дома с бассейном, теннисным кортом и строениями. В таблице не приводятся сведения о стоимости этих объектов. Хотя известно, что земля в ближнем и дальнем Подмосковье стоит немало, не говоря уже о подобных строениях на ней. Ясно, что со своим среднегодовым доходом министр вряд ли бы смог приобрести такое имущество. Учитывая, что легальные доходы министров начали расти до уровня, сопоставимого с их расходами, лишь в 2004 году, заработка на подобные покупки у них быть не могло. Поэтому пока трудно объяснить, на какие деньги министры приобрели в столице веьма дорогие квартиры.

По мнению президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, декларирование может быть эффективно при двух обязательных условиях - когда контролируются не только доходы чиновников, но и их расходы: это когда внутренние структуры отслеживают четное соотношение доходов и расходов. Второе условие - когда гражданское общество в лице действительно независимых СМИ и общественных организаций может контролировать чиновников. В России этого нет, следовательно, декларирование без контроля расходов не имеет смысла.

Не следует забывать, что, как правило, ближайшие родственники высокопоставленных чиновников активно занимаются бизнесом не только в России, но и за рубежом. Поэтому формальная зарплата министра всего лишь необходимое «прикрытие» других реальных доходов, которые несопоставимы с публикуемыми правительственными СМИ, Отметим также, что рост доходов российских министров выше, чем рост в 2006 году и реальных доходов населения (13,5%), и средних зарплат чиновников в федеральных органах власти (24%).