Монополия на арктический шельф под угрозой

В администрации президента заговорили о возможном разрушении монополии на разработку нефти на арктическом шельфе – госкомпании не справляются с должными объемами.

Активным лоббистом идеи о допуске к арктическому шельфу частных российских компаний выступил помощник президента Андрей Белоусов, передает «Коммерсант». Он доложил президенту об обращении ЛУКОЙЛа, который просит дать доступ к шельфу негосударственным компаниям. Эта идея обсуждалась с представителями правительства, которым поручено высказать свои предложения до начала мая. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подтвердил, что данный вопрос обсуждается, но ход обсуждения раскрыть отказался.

В письме Белоусова, о котором изданию рассказали неназванные источники, приводятся данные по количеству лицензий на разработку шельфа. Так, до 2008 года было выдано 137 таких документов, и 49 из них получили частные компании. Но затем были приняты поправки к закону «О недрах», и работать на шельфе разрешили только государственным компаниям. Эту идею активно продвигал нынешний глава «Роснефти» Игорь Сечин – у компании сейчас права на разработку 48 участков на шельфе, у «Газпрома» – 40. Получается, что под контролем у госкомпаний примерно 80% площади шельфа с запасами углеводородов. Белоусов утверждает, что госкомпании демонстрируют неудовлетворительные темпы и объемы геологоразведки, впрочем, в «Роснефти» с этим несогласны. Представитель компании заявил «Коммерсанту», что российская НК значительно нарастила масштабы сейсморазведочных работ и в прошлом году значительно превысила обязательства по геологоразведке.

На пути госкомпаний сейчас стоят и западные санкции, запрещающие иностранным партнерам участвовать в шельфовых проектах. Без них, их оборудования, справиться госкомпании вряд ли смогут, уверяют эксперты. Решить проблему можно, допустив к шельфу частные компании, об этом говорят уже много лет. К примеру, у ЛУКОЙЛа есть хороший опыт работы на шельфе, и он будет более привлекательным для государства вариантом инвестора, вкладывающего в шельфовые проекты, чем иностранные компании.

Реклама на веке

Источники «Коммерсанта» сошлись во мнении, что говорить о том, что идея будет принята – пока рано. Президент услышал позицию всех сторон, и теперь решение за ним.

Реклама на веке
«Райффайзенбанк» отказывается от автокредитования и части офисов Права на водочные бренды «Московская» и «Столичная» вернулись РФ