18+
  1. Москва и Анкара реанимировали «Турецкий поток»

Москва и Анкара реанимировали «Турецкий поток»

Москва и Анкара реанимировали «Турецкий поток»
Спустя два года после первого объявления о строительстве газопровода "Турецкий поток" он наконец получил юридическую базу. "КоммерсантЪ" удалось ознакомиться с проектом подписанного вчера межправсоглашения России и Турции.

Документ, утверждающий на уровне правительств России и Турции общие параметры строительства газопровода «Турецкий поток», был завизирован главой российского Минэнерго Александром Новаком и его турецким коллегой Бератом Албайраком в рамках визита в Анкару президента РФ Владимира Путина. Именно глава государства озвучил ключевые позиции соглашения. Решено, что Турция в лице государственной компании Botas будет приобретать голубое топливо у «Газпрома» со скидкой, размер которой будет определен на переговорах профильных министров. Насколько сложным окажется переговорный процесс, пока неизвестно, однако до обострения российско-турецких отношений размер скидки был наиболее проблемным пунктом переговоров.

В соответствии с межправительственным соглашением, обновленный «Турецкий поток» будет состоять из двух ветвей газопровода. Мощность каждой из них в годовом выражении составит 15,75 млрд кубометров газа. По первой магистрали газ будет перекачиваться турецким потребителям, а по второй – далее транспортироваться в южноевропейские государства. Вопросы относительно функционирования первой ветви практически отсутствуют.

Что касается собственника магистралей, то все морские участки будут принадлежать «Газпрому». Botas станет владельцем сухопутного участка первой ветви, поскольку последний станет элементом внутренней турецкой газотранспортной системы. Что касается сухопутного участка экспортной ветки, то его передадут в собственность нового совместного предприятия, одним из участников которого станет «Газпром».

Строительство первой нитки газопровода сделает неизбежными значительные убытки Украины. Если сейчас газ Турция получает транзитом через эту страну, Болгарию и другие государства, то новый проект не предусматривает использование украинских мощностей. Как следствие, объемы прокачки голубого топлива через газопроводы Украины сократятся примерно на 15 млрд кубометров ежегодно.

Сдать в эксплуатацию планируется две нитки магистрали одновременно – в конце 2019 года. Впрочем, если строительство экспортной ветки будет признано «Газпромом» экономически нецелесообразным, от него могут отказаться. Непосредственно строительные работы в рамках проекта стартуют в 2018 году.