Претензии в адрес компаний, которые являются собственниками крупнейших болгарских сетей автозаправочных станций, накануне высказала государственная комиссия по защите конкуренции. По данным органа, грубые нарушения конкурентного законодательства допустили Lukoil Bulgaria, подконтрольная ЛУКОЙЛу, пребывающая под юрисдикцией Сербии Nis Petrol, фактическим собственником которой является «Газпром нефть», а также компании Shell Bulgaria и Eko Bulgaria. В комиссии утверждают, что те наладили механизм, при помощи которого обмениваются информацией относительно ценовой политики и объемов продаж, следствием чего стало установление ведущими игроками рынка единых розничных цен. Эти признаки попадают под определение картельного сговора.
Проведение расследования действий компаний было ожидаемым. В начале нынешнего года комиссия предположила, что указанные сети автозаправок в предыдущие три года чрезмерно вяло снижали розничную стоимость бензина. Как следствие, граждане жаловались регулятору на высокие цены, не логичные в контексте обвала мировых нефтяных котировок. На основании полученных обращений контролирующие органы обыскали офисы крупнейших сетей автозаправок, в том числе Lukoil Bulgaria. Их результаты официально не оглашались.
Болгарские власти неоднократно инициировали расследование деятельности дочерних структур ЛУКОЙЛа, но ни один из процессов не завершился признанием вины российского нефтяного гиганта. Наиболее резонансное расследование датировано 2011 годом, когда «дочку» ЛУКОЙЛа обвинили не только в картельном сговоре с другими игроками рынка, но в злонамеренном использовании собственного преимущественного положения. В итоге юристы компании выдвинутые обвинения опровергли.
По мнению партнера ЮСТ Александра Боломатова, сам по себе факт начала антимонопольного расследования является весьма весомым – в европейских государствах ежегодно начинается порядка 5 подобных производств, в то время как в России они открываются десятками и сотнями. Чтобы избежать строгого наказания, попавшим под подозрение компаниям придется, как минимум, снизить отпускные цены на топливо для населения. В таком случае процесс может завершиться мировым соглашением – подобный механизм урегулирования в ЕС приветствуется.