18+
  1. Может ли небо быть дешевым?

Может ли небо быть дешевым?

Может ли небо быть дешевым?
Российский рынок бюджетных авиаперевозок расширяется – в четверг был совершен первый рейс по маршруту Москва-Сочи новой компании «Авианова» (AviaNova). Перевозчик уверяет, что слетать к морю теперь можно за рекордно низкие 250 рублей.

Однако многие россияне подозревают, что этот полет был «образцово показательным», а со временем дискаунтер поднимет цены, как это было и со SkyExpress.

Естественно к заявленным 250 рублям нужно сразу прибавлять почти 200 рублей аэропортового сбора «Внуково» плюс сбор за бронирование на сайте – 150-200 рублей в зависимости от выбранного способа оплаты. От всего остального пассажир вправе отказаться.

Но, как выяснил «Век», в ближайшее время улететь в Сочи можно лишь за 2000-2300 рублей, а 6 сентября, например, и вовсе за 3 тысячи. Это, кстати, не намного меньше тарифов «Аэрофлота» и прочих авиаперевозчиков.

Чтобы получить билет за 750 рублей, нужно уже сейчас забронировать его на даты, не ранее 6 октября, а за 400 рублей – с 14 октября. Причем, на сайте компании не указано, включены ли в опубликованные цены все положенные сборы. Скорее всего, нет. Для сравнения, у другой российской авиакомпании-дискаунтера SkyExpress нижняя планка тарифов для аналогичного маршрута начинается с 499 рублей и также не является конечной – 30 августа, к примеру, можно улететь за 1700 рублей, не включая сборы.

«Все аукционные распродажные цены, в определенной степени, конечно, завлекаловка, - пояснил BFM коммерческий директор компании SkyExpress Андрей Егоров. – Например, у нас топливные сборы разные на разных направлениях. На сочинском направлении при тарифе 499 прибавляется топливный сбор, и в итоге получается та цифра, о которой вы говорите. И так на всех направлениях. Так работают все распродажи. После сборов получается цифра в три раза больше».

Как сообщили в компании «Авианова», по минимальному тарифу продается лишь 20-40% мест, а по мере продажи билетов, как видим, тариф неуклонно растет. По словам менеджера по связям с общественностью авиаперевозчика Валентины Шильцевой, тем не менее, тарифы их компании все равно на 30-40% ниже, чем у остальных перевозчиков, работающих на этих же направлениях.

Оформление багажа, питание на борту и прочее «Авианова» также будет предоставлять за отдельную плату. «На борту можно приобрести закуски, прохладительные и горячие напитки, а также алкоголь. Обед, состоящий из кофе и бутерброда, обойдется пассажиру в 150 рублей», - сообщила Валентина Шильцева. Бесплатно же можно попросить лишь обычную воду.

Не предусмотрен в самолетах «Авианова» и бизнес-класс, но, в то же время, не будет и полетов стоя, которые собираются ввести некоторые европейские low-cost авиаперевозчики. Кстати, сами самолеты вполне достойные – не какие-нибудь там «кукурузники», как могли подумать многие из-за дешевизны тарифов. В распоряжении новой компании пока два борта Airbus А320 с 12-летним пробегом по Америке. Это действительно не такой уж большой срок для самолета – скорее «средний возраст». В ближайшей перспективе «Авианова» обещает приобрести еще два самолета.

«В скором времени компания откроет полеты в Ростов-на-Дону, Краснодар, Самару, а также в Астрахань и Набережные Челны. Билеты можно бронировать на сайте компании или приобретать в кассах аэропорта «Внуково». Мы очень довольны результатами первых недель продаж - благодаря низким тарифам уже проданы тысячи билетов, и рейсы заполняются очень быстро. С 12 августа было продано около 16 тысяч билетов», - сообщил в четверг генеральный директор авиакомпании «Авианова» Владимир Горбунов.

Будет ли успешен этот проект – пока неясно. Ведь, как известно, в России репутация низкотарифных авиакомпаний несколько пошатнулась. Так, качество обслуживания уже довело SkyExpress до суда – ростовчанин Олег Проскурин, переживший в свое время разгерметизацию салона, возвращение в аэропорт и несколько часов ожидания нового рейса, отсудил у компании-дискаунтера 50 тыс. рублей в качестве компенсации. Многие россияне на форумах рассуждают о том, что не рискнули бы лететь самолетами низкотарифных компаний, тем более, что заявленные низкие цены на билеты – это только поначалу. Дескать, SkyExpress тоже в свое время произвела фурор низкими тарифами, а затем цены начали потихоньку расти.

На международном рынке в формате low-cost работают 75 авиакомпаний. По словам главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, зарубежные авиадискаунтеры зарабатывают на дешевом небе целые состояния. «Успех работы низкотарифных компаний формируется из двух составляющих. Первая – технически-организационная. Ее принцип прост: самолет должен как можно больше времени находиться в воздухе, это приносит деньги. Но это возможно, только если парк состоит из современных авиалайнеров, ведь экономить приходится на техническом обслуживании. Вторая составляющая – финансовый менеджмент. Столь привлекательная цена позволяет продавать много билетов заранее. То есть, вы платите за билет сегодня, а летите через месяц. Вы, по сути, кредитуете перевозку других пассажиров. Несмотря на минимальную цену билетов, суммы выходят совсем немаленькие, когда дело поставлено на поток. Например, ведущий европейский дискаунтер таким образом собирает до одного миллиарда евро! К тому же такие билеты практически невозможно сдать, какие бы власти законы не придумывали. Принцип «чем дешевле билет, тем меньше шансов на его возврат» действует. А европейцы, например, очень часто дешевые билеты бронируют так, на всякий случай, а сами по ним не летают. Суммы ведь непринципиальные», – говорит Алексей Синицкий.

Однако в последнее время авиадискаунтеры переживали не самые лучшие времена. «Как и на рынке авиаперевозок в целом, в сегменте low-cost за прошедший год произошел спад объемов перевозок и, как следствие, авиакомпании отметили ухудшение финансовых показателей, как по выручке, так и по доходности. Ряд лоу-костеров впервые столкнулись с убытками, некоторые и вовсе разорились. Однако самые сложные времена для них, хочется надеяться, позади - большинство банкротств произошли еще в прошлом году, на фоне сверхвысоких цен на нефть», - сообщил «Веку» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По словам аналитика, основной статьей дохода для авиакомпаний является продажа услуг, как собственно перевозки, так и дополнительных услуг, таких как питание на борту, выбор места в салоне, предоставление развлечений, провоз дополнительного багажа, а также продажа услуг партнеров - такси, отелей и прочее.

Почему же крупные авиаперевозчики не вводят у себя подразделения с такими, казалось бы, сверхприбыльными услугами. «Рентабельность в этом сегменте очень небольшая, и этот бизнес делает привлекательным, в первую очередь, большая выручка. Однако для того, чтобы быть успешным на этом рынке, нужно выстраивать бизнес-модель, радикально отличающуюся от бизнеса традиционных авиакомпаний. Поэтому даже в тех случаях, когда кто-то из лидеров рынка интересуется этим сегментом, он создает дочернюю компанию, которая специализируется на этом», - поясняет Олег Пантелеев.

Кстати, два российских перевозчика, оказывается, были созданы людьми весьма влиятельными. По словам аналитика, как и в других случаях, здесь сработал наиболее распространенный вариант – это инвестиционный проект, за которым стоит мощная финансовая структура. Применительно к «Авианова» называют инвестподразделение А1 и фонд Indigo Partners. Другого же перевозчика «поднимали» при участии ЕБРР.

Последние новости