18+
  1. Мягкий взлет "Боинга" с "Ависмой"

Мягкий взлет "Боинга" с "Ависмой"

Boeing и ВСМПО-Ависма объявили об организации совместного предприятия (СП), которое будет осуществлять механическую обработку штампованных изделий из титана для последующего применения на пассажирских самолетах Boeing. Об этом сообщает пресс-служба российского представительства компании Boeing.

Boeing и ВСМПО-Ависма объявили об организации совместного предприятия (СП), которое будет осуществлять механическую обработку штампованных изделий из титана для последующего применения на пассажирских самолетах Boeing. Об этом сообщает пресс-служба российского представительства компании Boeing. Предприятие, в равных долях принадлежащее обеим компаниям, будет производить титановые детали для самолета Boeing-787 Dreamliner. ВСМПО-Ависма будет осуществлять предварительную механическую обработку титановых штамповок в городе Верхняя Салда Свердловской области. Окончательная обработка изделий будет выполняться в США, на заводе компании Boeing в городе Портленд, штат Орегон, а также на заводах субподрядчиков.

ВСМПО-АВИСМА является ведущим поставщиком титановой продукции для Boeing. С 1997 года ВСМПО поставляет 25% титана, который используется для производства гражданских самолетов Boeing. Американская корпорация и ВСМПО в мае 2000 года подписали соглашение о расширении сотрудничества и создании совместного инновационного центра. Компании ведут совместные разработки новых уникальных материалов для авиационной и космической промышленности. В мае 2002 года Boeing и ВСМПО объявили о продлении контракта на закупку титановой продукции до 2007 года.

Напомним, что в ближайшее время Рособоронэкспорт может стать владельцем корпорации ВСПО-Ависма. По словам генерального директора госкомпании Сергея Чемезова, в настоящее врмя идут переговоры, юристы работают.

Кстати, в прошлом году между Ренова и ВСМПО был заключен трастовый договор, называемый русской рулеткой. Суть ее в следующем: любой из партнеров мог прийти и заявить о том, что хочет продать свой пакет акций по определенной цене другому участнику соглашения. При этом остальные партнеры обязуются либо выкупить этот пакет, либо по той же цене предложить продать свой. Ренова предложила купить 13% своих акций, которые ВСМПО и купило.

Однако впоследствии Ренова попыталь оспорить сделку, утверждая, что владельцы холдинга В.Брешт и В.Тетюхин привлекли средства под залог акций ВСМПО-Ависма, что запрещено правилами траста, в который были переданы пакеты трех крупнейших акционеров компании. 10 октября 70.4% акций ВСМПО-Ависма были блокированы на основании вынесенного 6 октября по иску Реновы определения Арбитражного суда Свердловской области. Кроме того, Ренова пытались расторгнуть сделку через суды Кипра и США.

Истинной же причиной этого конфликта было то, что на базе "Ависмы" предприниматели давно уже хотели создать совместное предприятие с Boeing. В настоящее время Boeing имеет трех основных поставщиков титана - это две американские компании и ВСМПО. На базе Ависмы будут проходить механическую обработку титановые штамповки для нового гражданского самолета Boeing 787. Самолет на 20% будет состоять из титана, причем из прочного российского сплава, который был произведен на ВСМПО. Именно поэтому Ренова собиралась выкупить все акции, находящиеся в трасте, чтобы, получив контроль над ВСМПО-Ависма, встроить компанию в будущую российскую авиастроительную корпорацию. Впрочем, суд все права признал за владельцами ВСМПО.

Вскоре, "Ависмой" заинтересовалось государство. Тогда от неких структур к Брехту и Тетюхину негласно были направлены эмиссары с предложением выкупить у них 25% акций компании. Однако, по имеющимся сведениям, те получили от ворот поворот. А уже через неделю группа экологов города Березники потребовала от корпорации выплатить 19,6 млрд. руб. компенсации за ущерб, нанесенный экологии региона. Причем сами зеленые признавали, что инициаторами иска были два частных лица с пропиской в Москве. Сумма иска складывалась из расчета 100 тыс. рублей на каждого жителя Березников.

Следующий сигнал пришел через некоторое время, когда следственная бригада Генпрокуратуры появилась на комбинате. В первый же день следователи пришли в сопровождении вооруженной группы лиц. На входе, где сидит охрана Ависмы, стоит турникет, и когда охранник попросил вошедших предъявить документы, они его положили лицом на пол, заломив руки за спину, и несколько раз ударили ногами. Следователи предъявили постановление об обыске. Со слов визитеров, их действия проводились в рамках возбужденного уголовного дела, согласно которому Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и несколько неустановленных пока лиц совершили в период с 1994 по 1996 годы хищение 10% акций Ависмы. Следователи изымали протоколы собраний акционеров, советов директоров, проекты инвестпрограммы, бухгалтерские балансы и контракты на отгрузку сырья, не только относящиеся к 1994 году, но к нынешнему времени.

Несмотря на все грозные обещания подать в суд, взыскать моральный ущерб через несколько месяцев, бизнесмены сдались.

В мае этого года Владислав Тетюхин официально признал, что государство станет новым акционером ВСМПО-АВИСМЫ. Правда, при этом он не назвал конкретные сроки, когда это произойдет, размер пакета акций корпорации, который перейдет в руки государству, и сумму сделки. Если в первые, постперестроечные годы было время разбрасывать камни, то сейчас началось время собирать камни, заявил генеральный директор ВСМПО-АВИСМЫ. Когда один европейский журналист поинтересовался, почему успешные предприниматели решили отдать государству часть своего бизнеса, г-н Тетюхин не без иронии заявил: Есть такая поговорка: можно лошадь привести к водопою, но это не значит, что она будет пить.

Сейчас, когда "Ависма" становится частью госкомпании, ее совместному полету с Боингом не грозят ни суды с Реновой, ни какие бы то ни было другие вредные факторы.