18+
  1. МЭР предлагает решать споры покупателей и интернет-магазинов вне суда

МЭР предлагает решать споры покупателей и интернет-магазинов вне суда

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Максим Паршин направил письмо о внесудебном обжаловании таких споров заинтересованным бизнес-сообществам.

Как пишет «Коммерсант», в письме речь идет о том, что все больше жалоб поступает от покупателей товаров и услуг в интернете и, соответственно, это увеличивает нагрузку на судебную систему. В связи с этим имеет смысл обсудить внедрение механизмов досудебного обжалования, действующих за рубежом. К примеру, в ЕС есть онлайн-платформа, где нейтральная сторона рассматривает жалобы покупателей, не привлекая судебные инстанции. Паршин отмечает, что на платформе рассматривают жалобы резидентов Евросоюза на услуги и товары, приобретенных в сети, и не имеет значения, где зарегистрирован продавец.

Эта платформа устроена очень просто. Покупатель регистрируется на сайте, подает электронную жалобу, сопровождая ее документами, подтверждающими его полномочия и нарушение его прав. Затем определяют организацию, которая рассматривает жалобу и в течение 90 дней принимает решение по ней. Если внедрить такую систему в России, то можно будет повысить уровень защиты прав потребителей, и уменьшить нагрузку на судебную систему. Но, указывает Паршин, необходимо решить ряд вопросов – целесообразно ли внедрять такой механизм урегулирования споров, кто будет заниматься рассмотрением жалоб, какими их наделять полномочиями и нужно ли создать гарантийный фонд.

Опрошенные «Ъ», эксперты считают такую идею целесообразной. В частности они полагают, что это позволит создать в РФ «систему доверия», и не только защищать права покупателей и продавцов, но и вести борьбу с нечестными игроками на рынке.

В АКИТ, к примеру, подобный механизм уже работает, хоть и добровольный. Президент ассоциации Алексей Федоров считает наиболее целесообразным, чтобы урегулировала споры саморегулирующаяся организация (СРО). А вот президент НАДТ Александр Иванов убежден, что для сформировавшихся развитых рынков вариант с СРО является хорошим, но она будет обременением для новых развивающихся рынков, а для предприятий малого и среднего бизнеса отчисления в фонд будут губительными. В то же время Иванов уверен, что обществам по защите прав потребителей, которые сейчас занимаются урегулированием подобных вопросов, нужны дополнительные полномочия.

Последние новости