28 октября 2013 года стало известно, что задержка произошла из-за того, что Федеральная таможенная служба (ФТС) России отменила действие книжек международных дорожных перевозок на таможнях своего Южного управления. Эти документы гарантировали уплату таможенных платежей и давали возможность перевозить в запломбированных контейнерах грузы, а также упрощали пограничные процедуры.
Около 100 крупногабаритных грузовиков с украинскими, молдавскими, белорусскими, турецкими и казахстанскими номерами скопилось в районе пункта пропуска "Новоазовск – Весело-Вознесенка". Перед пунктом пропуска своей очереди ждут несколько десятков машин, в транзитной зоне остаются еще около 60.
Между тем, как сообщает ФТС, перед пунктом Новошахтинск Ростовской таможни возможности въезда в РФ ожидали 204 автомобиля, на пункте Весело-Вознесенка Таганрогской таможни - 157.
Сложившуюся ситуацию ФТС объясняет проблемами в отношениях с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, продающей в России книжки международных дорожных перевозок. Как утверждают таможенники, эта организация не выполняет своих обязательств перед российским бюджетом.
В самой ФТС отметили, что данные нововведения в течение нескольких месяцев широко освещались в СМИ.
"Осложняется ситуация тем, что многие иностранные перевозчики, на момент введения новых требований, оформив в странах отправления книжки МДП, уже находились в пути и, приехав в пункты пропуска, были не готовы предоставить обеспечение на границе при оформлении транзита. Именно эти "первые" машины стали причиной затора. Более информированные перевозчики просто не имеют возможности продвинуться вперед в настоящее время", - сообщила пресс-служба Южного таможенного управления.
Отметим, что Россия в августе усилила контроль за украинскими грузами, после чего официальный Киев заявил, что в перечень рисковых российская таможня включила всех без исключения украинских импортеров, что по сути блокирует весь импорт из этой страны. На границе на этом фоне собралось несколько сотен железнодорожных вагонов с грузами.