Завод имени Лихачева, о котором ведется речь – это уникальный объект, который имел стратегическое значение для всего Советского Союза. Это – настоящий «город в городе», занимающий площадь в 400 га. Здесь некогда работали 100 тыс. человек, и каждый из них гордился тем, что занят исключительно на ЗИЛе. На предприятии находились собственная парикмахерская и кафе-столовые, а по территории курсировали автобусы, подвозя рабочих от объектов инфраструктуры к цехам. Здесь выпускались грузовые автомобили, которые можно было увидеть в каждом советском колхозе и бронированные лимузины, на которых любило разъезжать высшее партийное руководство.
Расцвет крупного завода завершился вместе с развалом Советского Союза. На протяжении 25 лет предприятие стремительно падало в долговую яму, теряло рынок и в итоге большинство корпусов, в которых практически круглосуточно бурлила жизнь, оказались в аварийном состоянии. Ныне же эта территория может опять обрести статус упомянутого «города в городе», разве что на ней разместятся элитные высотки, торговые центры, учреждения образования, зал для проведения массовых мероприятий и даже филиал питерского Эрмитажа. Над составлением проекта в ближайшем времени начнут работать как российские, так и зарубежные архитекторы. Предполагается, что на указанных 400 га появятся 26 улиц.
Понятно, что такие объекты весьма важны для развития города, поскольку позволяют сделать его более удобным для жителей и повысить его респектабельность в глазах гостей. Но несмотря на это отдельные архитекторы, историки и общественные активисты стали бить тревогу. Ведь при реализации столь амбициозных задумок под снос пойдут уникальные корпуса легендарного завода, среди которых есть экземпляры, построенные в лучших традициях конструктивизма и имеющие весьма большое историческое значение. Пока же архитекторы намерены сохранить лишь 5-этажное здание, в котором располагались административные помещения. Предполагается возведение башен, состоящих из 20 этажей со стеклянными фасадами, в которых разместятся просторные апартаменты. Как рассказывает Марина Хрусталева, координатор группы, занимающейся консервацией объектов Архнадзора: «Уже снесено девять десятых старинных промышленных зданий. Есть предположение, что останется пожарная станция, часть прессовочного цеха и несколько иных сооружений». «Но стоит учитывать, что застройщики, сохраняя отдельные фрагменты, идут на своего рода компромисс, однако это нельзя называть полноценным сохранением», - отметила Хрусталева.
Москва сегодня является самым масштабным мегаполисом Европы и известна на весь мир своими автомобильными пробками, дорогим жильем и постоянно переполненным общественным транспортом. Примечательно, что 45% рабочих мест москвичей располагается в центре столицы. В планах городских властей, помимо освоения территории ЗИЛа, строительство 70 станций метрополитена и реконструкция миллионов квадратных метров улиц. Большинство из этих наполеоновских планов, на реализацию которых из бюджета будет выделено 120 млрд. рублей, нужно осуществить за ближайшие четыре года.
Переоборудование промышленных зон, возведенных еще в советское время, позволит осуществить так называемую «деконцентрацию» центра мегаполиса и разработать план многофункционального уровня. Как заметил заместитель мэра Москвы по градостроительству Марат Хуснуллин, «в этих зонах отсутствуют рабочие места, нет дорог, на них никто не занимается полезной деятельностью и не пополняет налоговую казну. Следовательно, такие места – бремя для города».
Не исключено, что архитекторы при составлении плана застройки ЗИЛа будут ориентироваться на подобные уже реализованные проекты. Среди наиболее успешных - «Тэйт Модерн» в Лондоне или кварталы в швейцарском городе Винтертур. В настоящее время весьма популярно устраивать прямо в бывших цехах апартаменты в стиле лофт. Получаются весьма просторные квартиры, в которых много света и воздуха, поскольку в промышленных помещениях потолки могут достигать пяти-, а то и шести метров. Например, в Санкт-Петербурге на натяжных потолках и комплектующих к ним специализируется компания LDR. Конечно, реализация подобных планов требует больших временных и финансовых затрат. Это значит, что потребуются инвесторы.
Помимо сноса старых зданий на территории ЗИЛа необходимо проведение очистки грунта. Дело в том, что местами он сильно загрязнен разнообразными отходами производства, которые накапливались в земле. Есть зоны, где потребуется замена как минимум двух метров почвы, поэтому затраты на воплощение урбанистических идей возрастут.