В частности, в формате якобы «стихийного» народного протеста, демонстраций и митингов, последний из которых состоялся 1 декабря. Давление все усиливается: губернатору «обещаны» и новые народные волнения, местное ФСБ третий месяц держит под арестом (без суда и, вроде бы, даже следствия) регионального министра промышленной политики Кирилла Торопова, а подконтрольные силовикам СМИ вовсю трубят о коррупции новых управленцев. И все это подается под соусом «народной воли», и исправно транслируется за пределы области – к сведению высшего федерального уровня…
Причина проста. Губернатор Ерощенко, будучи коренным представителем иркутской политической элиты, действует, тем не менее, против устоявшихся здесь келейных традиций, разрушает закрепленные годами коррупционные схемы, посягает на интересы «неприкасаемых» - словом, действует как политик федерального уровня. Потому как в изменившихся условиях, когда щедрые потоки госфинансирования изрядно обмелели, дальше мириться с установкой «у нас здесь своя атмосфера» просто нет возможности. Приходится выбирать: «или – или». Или продолжать соблюдать личные интересы старых экономическо-бюрократических околовластных группировок – но тогда промышленность и производство области окажутся перед угрозой полной остановки, на них просто не хватит средств. Или наводить порядок, перекрывать нецелевые утечки, бороться с «откатами» и фиктивными расходами, и тем неизбежно навлечь на себя гнев всех заинтересованных структур. Губернаторская команда, с поддержки и одобрения федеральных властей, идет вторым путем. Но приходится им, прямо скажем, нелегко.
Ибо ставки на кону более чем внушительные. Собственно, один только Дорожный фонд области, даже с учетом сокращения, в наступающем году должен освоить серьезную сумму в 6 миллиардов рублей. А строить предстоит много: в планах Дорожной службы Иркутской области (ДСИО) - 16 объектов, плюс капитальный ремонт ещё 12-ти. Это участки трассы «Тайшет – Чуна – Братск», «Иркутск – Листвянка» и «Красноярово – Небель»; ряд объектов со стороны Байкала: причальные сооружения и строительство парома на переправе Сахюрта – остров Ольхон, участкок трассы «Иркутск – Усть-Ордынский» и многое другое.
Излишне уточнять, что все эти объекты жизненно важны для развития и процветания региона. И частные интересы иркутских коренных коммерческих и силовых структур, привыкших кормиться около этого жирного пирога, неизбежно приходится пресекать. Отсюда идет и выбранная последними методика противодействия: максимум негативных вбросов в информационное поле, «раскачивание лодки» якобы руками простых иркутян как свидетельство плохой управляемости региона, в итоге ставящее под вопрос само соответствие занимаемой должности губернатора Ерощенко и его команды.
Стратегия эта, может быть, и оказалась бы выигрышной не изменись коренным образом времена. Экономическая ситуация в стране непростая, и государство уже не может – и не хочет! – видеть в числе сугубо дотационных регионов такие, в общем-то вполне самостоятельные области, как та же Иркутская. Ведь Иркутск – это далеко не только дорожное строительство. Это целый ряд производств, это Байкал, это лес и деревообработка (в последние годы, кстати, едва ли не полностью подконтрольная местным «силовикам»). Все это должно давать государству отдачу – в виде налогов, и не только. И уж само собой, все это должно приносить пользу региону. А «старая гвардия» ситуацию то ли не понимает (что вряд ли), то ли – понимает, но не готова отказаться от привычных процентов дележки, стремясь вернуть управление областью под свой контроль. Позиция, в любом случае, далекая от интересов государства.
Поэтому конечный итог противостояния предсказать нетрудно. Труднее другое – выстоять, не потеряв при этом темпов работы, не сорвав сроков реализации намеченных проектов. Ведь время не ждет, особенно сейчас, когда за Россией с повышенным интересом (далеко не всегда дружелюбным) наблюдает весь мир – справятся, нет? Тем досаднее проволочки и неувязки, выбивающие область из русла основной задачи. Своя рубашка, конечно, к телу ближе, но…