18+
  1. Нефтяникам предлагают «махнуться» заправками

Нефтяникам предлагают «махнуться» заправками

Нефтяникам предлагают «махнуться» заправками
Скандальный закон «О торговле» послужит для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) орудием в затянувшейся борьбе с нефтяниками. Ведомство предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС.

Подобным образом ФАС планирует оздоровить конкуренцию, чтобы доминирующие НК не завышали цены на нефтепродукты. Нефтяники, судя по всему, готовы сопротивляться ограничениям вслед за уже проигравшими ритейлерами.

По оценке заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, тревожным сигналом для антимонопольщиков служит то, что нефтепродуктовая розница сейчас поделена между НК с собственной переработкой и независимыми владельцами АЗС почти поровну. «Хозяева» розницы, по данным ведомства, диктуют свои правила игры уже в 54 регионах России. ФАС приняла решение об ограничении рыночной власти – доля вертикально интегрированных нефтяных компаний на региональных рынках не должна превышать 35%. Если компания переступает обозначенный порог доминирования – она автоматически получает запрет на покупку и строительство новых АЗС.

«У нас достаточно давно длятся антимонопольные разбирательства с нефтяными компаниями, и, помимо применения к ним санкций и выдачи предписаний, мы также должны предпринимать инфраструктурные шаги, которые будут направлены на оздоровление конкуренции. И это - один из таких шагов. Сегодня в России большая часть региональных рынков реализации нефтепродуктов поделена между одной-двумя НК, а это, безусловно, препятствует развитию конкуренции. Мы давно говорим, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке куда большего количества участников, в том числе независимых АЗС, которые не входят в одну группу лиц с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями», - пояснил «Веку» представитель ФАС Сергей Носкович. Действительно, чем ближе та или иная НК к скважине, тем сильнее монополизм, приводящий к отсутствию конкуренции и прозрачности ценообразования.

Как сообщил «Веку» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, это действительно разумный шаг антимонопольщиков с точки зрения борьбы с монополизмом на топливном рынке. К слову, нефтяникам и сейчас приходится просить разрешения ФАС на приобретение и строительство новых заправок. Но закрепление в законе порогового значения доминирования не позволит организациям оспаривать отказы ведомства на согласование сделок, утверждают чиновники. Заставлять НК продавать уже имеющиеся у них заправки ФАС не будет, однако антимонопольная служба намерена рекомендовать обменивать заправки в регионах, где компании превысили порог доминирования, на сбытовые активы конкурентов в других областях.

«Антимонопольная служба при рассмотрении ходатайств о согласовании сделок будет исходить из того, что если компания уже владеет большой долей на рынке, антимонопольные органы смогут отказать ей в дальнейшем расширении, - говорит Сергей Носкович. - Так происходит и сейчас, если сделка может привести к ограничению конкуренции, с введением же конкретной предельной доли появится простой и понятный всем ориентир». Очень важным моментом, подчеркивают антимонопольщики, является более активное вовлечение малого бизнеса в сферу розничной реализации топлива.

«В ряде развитых стран АЗС зачастую является своего рода семейным бизнесом, в одном муниципальном образовании могут присутствовать сотни независимых участников, что сводит к минимуму возможности для нарушений антимонопольного законодательства, как следствие, цены формируются исходя из баланса спроса и предложения, повышается качество продукта и услуг», - говорит Сергей Носкович. Сами нефтяники, судя по всему, пока не готовы выступить с официальной позицией по этому вопросу.

Как сообщила «Веку» начальник пресс-службы ОАО «Сургутнефтегаз» Раиса Ходченко, подобные перспективы представители НК обсуждали еще весной прошлого года, когда шли дискуссии по поводу закона «О торговле». Надо сказать, идея введения порога доминирования весьма насторожила нефтяников. Теперь же это стало реальностью и для них.

«НК лишают перспектив роста, и сложно сказать к чему это приведет. А если нет в регионе еще двух крупных солидных компаний, кто будет дальше строить заправки? Мелкий и средний бизнес, который собираются поддерживать, «сидит» на трассе, никто из них не поедет строить АЗС в отдаленный район. Крупный бизнес – он понятен, нас проверяют экологи, пожарные и многие другие. Это не дядя Вася, который нальет тебе в бензобак неведомо что. Поймите, эти мелкие компании ничего строить не будут», - говорит представитель «Сургутнефтегаза».

Впрочем, считает, Евгений Аркуша, все эти разговоры – в пользу бедных. В отдаленных деревнях, где реализация топлива, скажем, составляет три тысячи литров в сутки, никакая НК строить ничего не будет. Далеко идти не надо, вот, к примеру, в Московской области на трассах – нефтяники, вне трасс, в деревнях – независимые трейдеры. Да и мера, предложенная ФАС, отнюдь не тормоз на пути развития.

«Почему, к примеру, в Нижнем Новгороде должен быть один «Лукойл», а в Омске только «Газпромнефть»? - недоумевает Евгений Аркуша. – Ну, займите по трети рынка – ведь 35% это очень много! Обменивайтесь, идите в те регионы, где вас нет. Я знаю несколько крупных компаний, которые сейчас ведут переговоры об обмене заправками. Это нормальная практика бизнес-процессов. Кроме того, и мера создания нормальной конкурентной борьбы, которая, в конце концов, может привести и к некоторому снижению цен на АЗС». Некоторые НК, впрочем, заявляют, что с введением подобных ограничений они тоже могут сделать ход конем. «Вот решит та или иная НК, а зачем мне эти заправки в деревнях, это наследие советских времен, доставшееся нам в ходе приватизации? Мы эти неприбыльные АЗС закроем и тем самым уменьшим свою долю на рынке!», - заявили «Веку» в одной из НК.

Однако, нефтяники лукавят, считает Евгений Аркуша. «Зачем закрывать то, что уже сделано? Они, естественно, продадут эти заправки тому же самому малому бизнесу». По мнению аналитиков, НК, скорее всего, все же не захотят тратиться на ребрендинг, неизбежный при обмене активами. «Речь идет и о свертывании многих планов развития, которые были у компаний в регионах.

С другой стороны, способы обойти ограничения ФАС, несомненно, найдутся, возможно, и в формах совместного развития сетей АЗС основными операторами по системе взаимозачетов поставок топлива с доминирующих нефтебаз и НПЗ в каждом регионе. Это может быть и создание совместного бизнеса, это может быть и взаимозачет - мы открываемся в «твоем» регионе, ты в «нашем», - заявил «Веку» аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко.

Кстати, подобные лазейки обсуждались еще в ходе принятия нашумевшего закона «О торговле». Напомним, документ запрещает торговым продовольственным сетям, имеющим 25% долю регионального, муниципального или городского рынка, открывать новые магазины. Эксперты предполагали, что ритейлеры все равно попробуют обойти закон, открыв новое предприятие под другим названием. Также они могут увеличить активность в сфере слияний и поглощений. Но в ФАС напомнили, что сделки по слиянию тоже подпадают под антимонопольное регулирование, они не могут осуществляться «под ковром». Соответствующее ходатайство должно быть подано в ФАС, а там прикинут: если сделка приведет к ограничению конкуренции, ее просто не разрешат.

Как сообщили СМИ, в Минэкономразвития еще не получили официальных предложений от ФАС, но в целом идею ограничения на выделение монополистам земельных участков под АЗС одобряют. Предложения по реализации этих мер антимонопольщики изложат министерству на днях.