Нефтяникам прописали ценопонижающее

Федеральная антимонопольная служба «вывела» формулу для расчета оптовых цен на нефтепродукты. Представители ФАС уже обсудили свой проект с первыми лицами российских НК.

Сами нефтяники предлагают собственные инструменты для определения уровня цен, которые, скорей всего, позволят им спекулировать, загоняя ценники на заправках под свои правила. Ведь, как сообщили «Веку» аналитики, в результате принятия формулы ценообразования ФАС, розничная стоимость бензина может снизиться на 10-12% по сравнению с нынешней ценой.

Согласно формуле, разработанной ФАС, оптовая цена топлива в какой-либо точке России должна будет определяться вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному НПЗ центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье) экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. Допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать плюс-минус 1-2%.

Как пояснили «Веку» в ФАС, проще говоря, за основу предлагается брать стоимость нефти на внешнем рынке. Например, на площадке в том же Роттердаме формируется оптовая цена, по которой там реализуется нефть. В Европе, как известно, много участников рынка, как следствие, развитая конкуренция, за счет этого формируется более справедливая рыночная цена. Не то, что в России, где на фоне падения стоимости «черного золота» цены на АЗС самым парадоксальным образом растут.

Реклама на веке

«С учетом нынешней ситуации необходим инструмент, который позволил бы определять справедливый уровень цен уже сейчас. В этом может помочь формула цены, которую мы предлагаем и которая рассчитывается, исходя из внешних котировок. Мы берем конкретную котировку, например, в Роттердаме или Сингапуре. Это конкретная цифра. Далее вычитаются таможенные пошлины и затраты на логистику от НПЗ до места реализации внешнего рынка», - сообщил «Веку» представитель ФАС Сергей Носкович.

В понедельник ФАС согласовывала формулу с представителями нефтяного бизнеса. Рабочая группа чиновников, занимающихся вопросами ТЭК, и представители нефтяного бизнеса обсудили эту формулу на совместном заседании. Некоторые нефтяники уже выразили свое несогласие, считая, что более правильным было бы развивать биржевую торговлю внутри России, а не ставить внутренние цены в зависимость от далеких зарубежных площадок. Но и у ФАС есть достойные аргументы.

«Мы и говорим о том, что внутренние индексы будут использоваться в дальнейшем, когда будут развиты биржевые торги внутри страны. Сегодня биржевая торговля нефтепродуктами недостаточно развита, чтобы стать полноценным ценовым индикатором», - говорит Сергей Носкович.

Как пишут «Ведомости», в «ЛУКОЙЛе» придумали свою формулу расчета: по ней нужно просто использовать среднемировую цену с допустимыми отклонениями плюс-минус 10-20%. Однако представители ФАС считают, что такая формула носит слишком общий характер. «Предложения нефтяных компаний также будут обсуждаться, - подчеркивает Сергей Носкович. - Пока то, что мы видели, рассчитывается исходя из среднемировых цен с возможностью существенных отклонений».

Другими словами, колебания в 40% от расчетной цены представляются слишком большими, это может в очередной раз внести сумятицу в ценовую политику отечественных НК на всей территории России. Эксперты согласны, что версия антимонопольщиков выглядит логичней с точки зрения облегчения контроля за ситуацией на рынке. Ведь и необходимость унификации цен на нефтепродукты вызвана тем, что многие нефтяники устанавливают свою стоимость бензина и дизельного топлива, которая, по мнению ФАС и простых россиян, недостаточно снижается при падении мировых цен на нефть и слишком сильно растет при их увеличении.

«Вероятно, будет принят проект расчета формулы стоимости оптовых цен на нефтепродукты, разработанный ФАС, а не нефтяниками. Дело в том, что разработанная «ЛУКОЙЛом» схема предусматривает слишком существенные отклонения (плюс-минус 10-20% от среднемировой цены), в то время как формула ФАС предусматривает изменение цен от полученных по расчетной формуле не более чем на несколько процентов. Таким образом, антимонопольной службе удастся добиться большей равномерности ценообразования различными участниками рынка нефтепродуктов, что позволит регулятору сделать контроль за ситуацией на рынке нефтепродуктов более эффективным. Полагаем, что в результате принятия формулы ценообразования ФАС розничная стоимость бензина может снизиться на 10-12% от текущего уровня цен», - заявил «Веку» аналитик ИК «Финам» Александр Еремин.

Впрочем, как бы то ни было, представители НК считают положительным, что чиновники и нефтяники наконец-то «прописывают» один язык, чтобы научиться разговаривать друг с другом.

«Сейчас происходит некий публичный процесс, итогом которого должна стать выработка объективных правил, которые были бы понятны для всех и по которым можно будет дальше работать. Когда все стороны разрабатывают некие правила игры, что, наверняка, снизит степень риска, непонимания и всего остального. Несомненно, это то, чего хотят все. Это нормальный цивилизованный путь. До недавнего момента этого не происходило. Пока на правительственном уровне не было принято решения, чтобы под эгидой РСПП и Минэкономразвития эти правила были бы выработаны», - сообщил «Веку» источник в одной из российских НК.

До этого момента, по мнению собеседника, в России дела против нефтяных компаний «штамповались» по полной программе. «Понятно, что такое количество дел, которое было возбуждено ФАС, по крайней мере, свидетельствует о том, что этих правил не существует, и стороны по-разному понимают этот вопрос. Ни в одной стране мира не возбуждено такого количества дел в данной сфере. Впрочем, это, наверное, можно поставить в «заслугу» нашим антимонопольщикам. У нас, судя по всему, самая монополизированная и неэффективная экономика», - сказал собеседник «Века».

Реклама на веке
Дорогая наша столица! Кому достанется "Сахалин-2"?