18+
  1. Несговорчивый «Газпром»

Несговорчивый «Газпром»

Несговорчивый «Газпром»
Российский «Газпром» и итальянская компания ENI никак не могут придти к компромиссу по доле участия в проекте «Южный поток» французской компании EdF. По предварительной схеме, которую разработал «Газпром», ENI должна поделиться долей своего участия с EdF.

Итальянскую компанию, естественно, это не устраивает, она добивается, чтобы «Газпром» передал EdF такую же процентную долю, как и ENI. Однако российский газовый концерн выступает категорически против подобной схемы вхождения нового участника в проект.

Как рассказал «Веку» источник, хорошо знакомый с ситуацией, в начале декабря 2010 года «Газпром» и ENI должны были подписать окончательный договор, в котором за каждым участником проекта будут закреплены доли участия. При этом «Газпром» изначально полагал, что именно ENI должна отдать EdF от 10 до 20% своего участия в «Южном потоке». Итальянцы с таким положением дел не согласны, предлагая в свою очередь передать по 5% французской компании от себя и «Газпрома».

Реакция «Газпрома» на данное предложение, как рассказывает собеседник, была предсказуема. Сначала российский концерн заявил, что обдумает данное предложение, но когда в декабре прошлого года пришел решающий момент, руководство «Газпрома» устроило демарш и не явилось на подписание документа.

В итальянском посольстве сообщили, что на тот момент в Москве должна была состояться встреча на высшем уровне между российским и итальянским правительством, среди участников должны были быть делегаты от ENI и «Газпрома». Однако, как отметили в посольстве, состав делегации от итальянской компании был сформирован и сообщен, в то время как от «Газпрома» заявки не было.

Все же на встрече глава «Газпрома» Алексей Миллер присутствовал вместе с топ-менеджментом компании, но подписания договора так и не произошло. И, как подчеркивает собеседник «Века», скорее всего госкомпания не пойдет на такой шаг, так как ей выгодно занимать доминирующее положение в «Южном потоке».

Как бы там ни было, но французская EdF получит свои 10-20 % в проекте за счет долей остальных его участников. Между тем, итальянская ENI «встала в позу» и добивается равноправия с российским концерном, заявляя, что «Газпром» также должен делиться. Заметим, что разногласия между основными участниками «Южного потока» тормозят развитие проекта.

Многие эксперты считают, что пока генеральный директор ENI Паоло Скарони не оставит свой пост, дело с «мертвой точки» не сдвинется. Заметим в связи с этим, что контракт Скарони с итальянской компанией истекает в 2001 году. При этом, как сообщил источник, знакомый с ситуацией, «Газпром» через премьер-министра Владимира Путина, как друга итальянского премьера Сильвио Берлускони, активно лоббирует свои интересы в «Южном потоке». «Газпрому» будет лишь на руку, если контракт с нынешним главой итальянской компании не продлят. К тому же руководству газового концерна крайне не по душе последние высказывания г-на Скарони. Так, недавно гендиректор ENI заявил, что «Южный поток» стоит объединить с Nabucco, чтобы сократить объем инвестиций и операционных расходов. Москва, естественно, не сможет простить такое, ведь через Nabucco планируется импортировать газ в европейские страны в обход России.

По словам аналитика «Инвесткафе» Анастасии Сосновой, изначально доли «Газпрома» и ENI в «Южном потоке» должны были составлять 50/50. Позже к проекту решила присоединиться EdF, которой не удалось попасть в Nabucco. «ENI теперь настаивает на том, чтобы «Газпром» отдал свою долю EdF пропорционально той, что отойдет от ENI – то есть до 10%. «Газпром» же твердо желает оставить за собой 50%», - говорит аналитик. По мнению Сосновой, ENI нарочно оттягивает вхождение в проект французского партнера, в свою очередь «Газпром» скорее откажется от EdF как от партнера, нежели от контроля в проекте. «В связи с этим полагаю, что компромисс в переговорах, если и будет найден, то он будет не скорым», – считает эксперт.

Зная монополистскую политику «Газпрома», можно с достаточной долей уверенности предположить, что любыми силами, но газовый концерн будет занимать лидирующее положение в «Южном потоке». И руководство не остановится ни перед чем, чтобы добиться желаемого для себя результата. Тем более, что транзитный кризис на Украине доказал долгосрочную необходимость диверсификации транзитных маршрутов. Даже, когда госкомпания увеличила объем поставок по газопроводам «Ямал-Европа» и «Голубой поток», все равно она не смогла компенсировать потери транзитной мощности на Украине. «Южный поток», несомненно, должен решить проблему рисков, однако, судя по сложившимся в последнее время отношениям между участниками проекта, вряд ли задача будет решена в ближайшее время.