Невыносимая легкость воровства

Фонд социального страхования вновь оказался в центре скандала. Воровство бюджетных средств путем госзакупок и госзаказов на выполнение работ уже обрело такие масштабы, что даже президент России Дмитрий Медведев был вынужден вмешаться.

На проведенном им 29 октября совещании, где обсуждался ход выполнения поручений главы государства, президент впервые обнародовал общий объем таких хищений - около триллиона рублей в год. Вполне сопоставимо с бюджетом небольшой страны. Львиная доля этих денег, как известно, уходит через так называемые откаты. Принцип их давно и хорошо известен: мы вам оформляем выгодный заказ, а вы нам – часть выделенных на него из бюджета денег. Известный сторонник либерализации уголовного законодательства в сфере экономики, Дмитрий Медведев на этот раз высказался за суровые приговоры лицам, причастным к воровству при проведении госзакупок. Он даже добавил, что в России не предусмотрена смертная казнь за такие преступления, хотя "иногда считают, что это помогает".

Уже своего рода классикой «распила» бюджетных средств с помощью завышения цен стали закупки компьютерных томографов в системе Минздравсоцразвития. Но изобретательности отечественных чиновников нет пределов. Еще один весьма показательный пример привел недавно в интервью интернет-порталу «Особая буква» депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков*. Что касается госкорпораций — там просто идет «распиливание» бюджетных и не бюджетных средств, — сказал депутат. — Вот, например, одной из компаний в области безопасности — это я точно знаю, — предложили участие в тендере на оборудование помещения видеокамерами. Сказали, что должно быть 50 процентов отката. Им говорят: «Ребята, какие камеры. Делать ничего не надо: муляжи поставьте, провода протяните, и никто ничего у вас не будет спрашивать. Нам нужно отчитаться и списать бюджетные средства». Существует система посредников, чтобы цены соответствующие получились, чтобы можно было везде откаты давать. Создаются тендеры «под своих». Там закладываются некие ноу-хау, чтобы всегда можно было сказать: «А у этой компании самая новая технология, поэтому она у нас и выиграла». А там 40—50 процентов отката.

Похоже, решили не отставать по части изобретательности при оформлении госзаказов и в Фонде социального страхования РФ. Недавно эта уважаемая структура объявила открытый конкурс на право заключить контракт на выполнение работ по системно-аналитическом обследованию, разработке концепции и системного проекта развития информационной системы ФСС РФ. Стартовая цена проекта – 30 млн рублей. Несмотря на повышенное внимание к этому любопытному тендеру со стороны интернет-сообщества, в праздничные дни сайт госзакупок сообщил об успешном завершении торгов. Собаки лают, караван идет.

Реклама на веке

Никто не спорит – бесперебойная работа информационной системы – дело важное, тем более что в данном конкретном случае речь идет о социальных выплатах гражданам, в том числе по больничным листам и в связи с материнством. Однако уже сами условия конкурса порождают множество вопросов, на которые трудно найти убедительные ответы.

Например, обратили на себя внимание сроки выполнения работ — от 14 до 30 календарных дней. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что за столько короткое время столь масштабную работу сделать вряд ли реально. Однако когда один из участников тендера высказал свои сомнения организаторам, то его успокоили, ответив, что если он не считает себя в силах управиться за минимальный срок, то вполне может указать в заявке максимальный. Видимо, месяц заказчику показался сроком, за который не управится только ленивый.

Но самое удивительное, что когда 28 октября тендер состоялся, в нем приняло участие три компании, которые, словно сговорившись, предложили выполнить работу за 14 дней. Мы поделились сомнениями по этому поводу с ректором Академии информационных систем Юрием Малининым. «Как эксперт Вы могли бы прокомментировать тот факт, что ФСС настаивает на сроках в 2-3 недели, за которые должны быть проведены работы по системно-аналитическому обследованию, разработке концепции и системного проекта развития информационной системы Фонда социального страхования Российской Федерации. Причем сроки, это как бы основное при выборе подрядчика».

- Я могу допустить, что за этот срок теоретически возможно провести анализ существующей системы и то, только при условии полного содействия сотрудников Фонда в этом. Но поскольку за это же время необходимо еще разработать концепцию и системный проект развития системы, я считаю это невозможным в указанные сроки, только если эта работа не сделана кем-то заранее.

Не могли бы вы прокомментировать ситуацию с информационной системой ФСС: насколько она сейчас хороша и стоит ли ее менять?

- Нет необходимости менять то, во что вложен многолетний труд, и то, что уже отработано путем проб и ошибок. Ведь система сейчас стала уже более универсальной, практичной, эффективной, доказала свою жизнеспособность. Так что вносить какие-то коренные изменения нет необходимости, но развивать, совершенствовать все равно нужно. Тем более там возникают новые перспективы по совершенствованию и других систем.

Последний вопрос задан не случайно. Дело в том, что в настоящее время уже существует информационная система, которой пользуется ФСС, и причем, считается одной из лучших в России и непрерывно обновляется. В 2006 году, к примеру, в Совете Федерации прошло заседание Экспертной комиссии на тему: «Возможности использования Единой информационной системы Фонда социального страхования Российской Федерации для мониторинга приоритетных национальных проектов». Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов после заседания подытожил мнения экспертов, сказав, что ныне действующая информационная система ФСС не только высокотехнологична и действует в режиме реального времени, но и эффективна для больших территорий. Он даже предложил ее использовать в сельском хозяйстве, образовании и строительстве. Да и сам ФСС на собственном сайте сообщает, что «своевременному и качественному решению Фондом задач по взаимодействию с внешними организациями, предоставлению услуг населению, связанных, в частности, со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, повышению эффективности решения внутриведомственных задач во многом способствует ее информационная система, построение которой начато в 1997 году, а ее полномасштабная эксплуатация с 2000 года. Сегодня трудно представить себе специалиста Фонда без персонального компьютера, ЕИИС Соцстрах как кровеносная система пронизывает все сферы деятельности Фонда. На основе имеющихся и ежедневно пополняемых баз данных проводится аналитическая многокритериальная их обработка для принятия решений».

Видимо, вопросы возникли и у Федеральной антимонопольной службы, на следующий день после тендера приостановившей размещение заказа «в связи с поступлением жалобы на действия Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса». Однако, как нам стало известно, ФАС отклонил данную жалобу, мотивируя это тем, что ее подала компания, не принимавшая участия в тендере. Отметим, что 14 сентября 2010 года ФАС уже возбудила дело в отношении ФСС по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Ну а те компании, которые не жаловались, а участвовали в столь заманчивом конкурсе, первоначальную стоимость проекта снизили, предложив выполнить работы за суммы от 13,5 до 18 миллионов рублей. Но, при этом, по условиям конкурса, исполнитель работ осуществляет их дальнейшее гарантийное сопровождение в течение трех месяцев. Если же потом проявятся какие-либо недоработки, то куда придется обращаться заказчику, то есть ФСС? Да к тому же разработчику, но уже за другие деньги. В принципе можно разработать систему вообще за копейки, а потом получить долгосрочный подряд на ее создание и обслуживание на несколько лет вперед. О каких суммах может идти речь, остается только догадываться, но, между прочим, бюджет ФСС на информатизацию в 2011 году составит порядка 920 млн. рублей.

Кстати, прецедент такого рода у ФСС уже был, когда тендер на создание сайта для фонда выиграла компания, предложившая стоимость проекта в 0 рублей!

Весьма красноречивую характеристику такого рода ценообразованию на том же октябрьском совещании дал президент Дмитрий Медведев. «Это происходит сплошь и рядом и касается не только социальной сферы, — отметил он. - Заключается договор по заранее очевидно заниженной цене, а после этого все летит в тартарары. Потому что исполнитель за эти деньги не может свои обязательства осуществить, начинаются споры». Во многих странах, отметил Дмитрий Медведев, существенное снижение цены против установленной может рассматриваться как признак коррупции.

Остается добавить, недавно ФСС объявило и другие конкурсы. Например, на поставку 85 серверов на общую сумму 220 млн. рублей. Или на поставку «программно - аппаратного комплекса для обработки персональных данных со средствами защиты от несанкционированного доступа для Фонда социального страхования Российской Федерации» (если верить конкурсной документации, то речь идет о 3000 персональных компьютеров за 141 млн. рублей. Или, наконец, на сетевые многофункциональные устройства на 33,6 млн. рублей. И это при том, что сроки окончания тендеров 15 ноября по одному и 19 ноября - по двум другим, а установить новое оборудование нужно до конца декабря этого года. Но даже если оно будет установлено, то новую концепцию информационной системы придется подождать – она-то еще не разработана. А пока систему отладят, гладишь, и новые тендеры на оборудование подоспеют. Но уже из бюджета следующего года...

*
Геннадий Гудков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Лесных браконьеров поставят на счетчик Банкротство одного из основных активов тамбовской ОПГ питерского холдинга «Парнас»