«Незаконные, несоответствующие дизайн-коду вывески нужно заменить. Новые аншлаги поручил согласовывать оперативно», - сообщил Шалабаев.
Будут демонтированы и 200 бесхозных опор в исторической части города как воплощение проекта «Чистое небо».
Задумка про дизайн-код вроде бы благая, призванная облагородить внешний вид городских улиц, особенно тех, по которым гуляют туристы. Но есть несколько соображений, исходя из которых проект выльется либо в очередные довольно бессмысленные траты для предпринимателей, либо опять канет в Лету.
Дежавю
Впервые про необходимость единого дизайн-кода заговорил еще бывший нижегородский градоначальник Владимир Панов в начале мая 2018 года, хотя подобного рода мысли высказывались в качестве предложения аж с 2017 года. Тут вроде бы и случай подходящий: предстоящий летом 2018 года чемпионат мира по футболу, нельзя было в грязь лицом ударить перед иностранными гостями. Правда, изначально речь шла об объектах нестационарной торговли. Из-за них возникает эффект «лоскутного одеяла», как это сформулировал нижегородский мэр.
Масла в огонь подлил вездесущий блогер-урбанист Илья Варламов* с его непреходящей «любовью» к Нижнему Новгороду, написавший пост о том, что в центре города творится «полный бардак» с вывесками.
На очередной встрече с предпринимателями Панов сообщил, что к июню 2018 года НКО «Институт развития городской среды Нижегородской области» подготовит предложения по дизайн-коду объектов уличной торговли. Предприниматели горячо одобрили инициативу городского главы, а куда им было деваться!
На этом всё и стихло. Ни Большая Покровская, ни Рождественская, ни Нижневолжская набережная, ни Алексеевская, ни улица и площадь Минина, впрочем, как и площадь Горького, не были замечены в какой бы то ни было унификации вывесок. Почему именно эти улицы и площади? Потому что основной поток туристов именно по ним и ходил.
Впрочем, как рассказал «Веку» координатор нижегородского Центра прикладной урбанистики Виталий Офицеров, какая-то часть вывесок была заменена, но работу так и не закончили. Как и не ввели никакого дизайн-кода. К слову, обнаружить этот самый дизайн-код на физическом носителе или же на сайтах так и не удалось.
(Дизайн-кодом принято называть специальный свод правил, определяющий размещение наружной рекламы, вид вывесок, цвет зданий, расположение наружных кондиционеров, элементы навигации и малые архитектурные формы: урны и скамейки.)
Между тем, борьба с незаконными вывесками в Нижнем Новгороде продолжилась, в частности, с 2019 года горожане могут сообщать о них через информационную систему «Город на карте».
Финансы и романсы
Разработка дизайн-кода стоит денег, которые будут выделяться из городского бюджета. Правда, ни объём финансирования, ни компанию-подрядчика городская администрация объявлять не спешит. Возможно, Шалабаев хочет воспользоваться готовыми наработками, но, как сказано выше, обнаружить какие-либо их следы так и не удалось. Как и никто из видных архитекторов, краеведов, рекламщиков и историков Нижнего Новгорода, судя по опросу, не привлекался к разработке дизайн-кода (если он, конечно, вообще существует), не было и общественной дискуссии.
Словом, не дизайн-код, а какой-то таинственный артефакт неведомой цивилизации. Но вот воплощение дизайн-кода, чтобы ни подразумевалось под этим словом, дорого обойдётся нижегородским предпринимателям.
По оценке Офицерова, смена всего одной вывески может обойтись в сумму от 10 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от размера вывески и требований администрации города к её оформлению. Несомненно, такие пустые траты очень своевременны для малого и среднего бизнеса, ещё не до конца пришедшего в себя после коронавирусной пандемии. О каких-либо компенсациях из городского бюджета речь не идёт.
Даже если согласиться с тем, что смена вывесок и иные преобразования в рамках единого дизайн-кода нужны, наверное, стоило бы запланировать такие действия заранее, предупредив предпринимателей не буквально накануне изменений, чтобы они смогли подсобрать ресурсы и выделить средства в плановом порядке, безболезненно для общего состояния бизнеса. Потому что в бизнесах этих заняты нижегородцы и ухудшение экономики их предприятия неизбежно отразится на ухудшении ситуации в семьях и домохозяйствах этих горожан.
Кодируй это!
И не стоит всё сводить к более современно выглядящим вывескам. Так, ныне «носят» вывески из отдельных букв и определённого шрифта, а не сплошные световые короба. Впрочем, некоторые нестационарные торговые объекты даже «бегущую строку» или трансляцию с монитора освоили – куда уж современнее!
Так вот, ключевым в определении «дизайн-код» является именно второе слово. История, современность, самоощущение горожан, трансляция определённых эмоциональных и ментальных месседжей – всё это и есть код. Его разработкой должны заниматься профессионалы из разных сфер теории и практики, чтобы создать нечто, отвечающее духу города и горожан, а не только букве циркуляров и параграфов. Эта работа даже близко не ведётся, всё отдано на откуп непонятным людям с непонятными целями и непрозрачными мотивациями.
Конечно, город должен меняться вместе со временем. И сейчас дикостью выглядели бы на улицах города железные, грубо покрашенные ларьки начала 90-х годов. Но просто сменой вывесок никаких позитивных целей добиться не удастся – это дорого встанет предпринимателям, но ничего не прибавит городу и горожанам. Нужно концептуальное, стратегическое решение, задающее тон городскому бытию.
А как у них?
Нет-нет, да и проскальзывают в речах в поддержку дизайн-кода ссылки на западный опыт. Почему бы не научиться у Запада и чему-нибудь хорошему? Дело-то благое!
Автор этих строк был в Париже, Страсбурге, Вашингтоне, Чикаго, Варшаве, где изучал деятельность местного самоуправления. И как такового дизайн-кода в этих городах не существует. Да, есть особенность развития городской среды и городской экономики. Например, в Чикаго вывели из города все промышленные предприятия и привлекли штаб-квартиры американских и международных корпораций, таких, как «Боинг», например. При этом Чикаго отказался от заработка на гангстерском прошлом города, что, казалось бы, должно привлекать туристов. Эта страница прошлого целенаправленно замалчивается.
Страсбург старательно культивирует район «Пти Франс», где многое связано с историей города, но в остальном это современный мегаполис из стекла и бетона.
Париж просто-таки утыкан заведениями ритейла и общепита и разнообразие (но не аляповатость) вывесок и витрин помогает им выигрывать друг у друга битву за потребителей и клиентов. Шрифты – самые разнообразные, как и цветовые сочетания.
А как у нас?
Довелось попутешествовать и по России. Как по городам, не являющимся, мягко говоря, центром притяжения туристов – таким, как Красноярск, Киров, Саранск или Барнаул; так и по куда более интересными для путешественников, таким, как Калуга, Владимир, Муром, Санкт-Петербург, Кронштадт и Ярославль. Так вот, в первых налицо весьма явный разнобой в оформлении вывесок и витрин, не подчиняющемся единому дизайн-коду. Вторые демонстрируют разницу между оформлением городского пространства в туристических зонах и остальном городе. При этом оформление турзон носит концептуальный характер, выполнено в некоем едином стилевом решении, хотя и нет унылого единообразия. Пространства, не связанные непосредственно с посещением туристов, выглядят куда пестрее, тут разнобой совершенно однозначный.
Москва в этом плане стоит обособленно. Но и столица представляет из себя несколько весьма отличных друг от друга общественно-коммерческих пространств. Красная площадь и её округа решены в лубочно-псевдоисторическом стиле; Патриаршие пруды имеют собственный облик, включая вывески и витрины. Спальные районы Москвы, куда явно не ступает нога массового туриста, однотипны и безлики. Хотя тут легко можно встретить совершенно вырвиглазную вывеску или стоящий возле входа в магазинчик штендер. И это никак не волнует районную управу.
Семь раз отмерь и – ни разу не отрежь!
То есть, как видим, городская практика крайне разнообразна и ссылки на некие современные тренды, единые и обязательные для всех, как минимум, несостоятельны.
Нужен ли Нижнему Новгороду дизайн-код, какой именно, в каком виде – это большой вопрос, ответ на который можно и нужно получить в ходе дискуссии всех заинтересованных сторон, а не просто волевым решением, пусть даже и градоначальника. Тем более, если решение наносит финансовый ущерб городской экономике. Впрочем, вполне возможно, задумывается, чтобы пополнить чьи-то карманы, на что намекает отсутствие внятных и открытых процедур по выработке этого самого «дизайн-кода» и сопутствующих концепций оформления города.