А в специализированных чатах наиболее активные участники призывают «нагнуть всех» и «жечь машины». И по стилю это уже ближе к протестам «желтых жилетов», чем к банальному недовольству низкой оплатой поездок
Формально забастовкой таксистов никого не удивишь. Скажем, волгоградские таксисты в конце прошлого года бастовали трижды, в том числе два раза в ноябре. Однако подобные частные случаи до сих пор разрешались локально, не выходя за границы одного города.
Теперь же создается впечатление, что водителей специально подталкивают к объединенному выступлению на центральных площадях Москвы и других российских городов в формате несанкционированных митингов протеста. Без столкновений с полицией такой протест не обойдется.
И таксистов готовят именно к этому.
В последнее время в чатах таксистов словно специально нагнетается обстановка и активизируются их наиболее агрессивные участники, которые открыто призывают к жесткому протесту и противостоянию с властями. «Хватит катать вату», «надо их всех поставить раком», «надо действовать серьезно, пока не перекроем центр города, никто нас уважать не станет», «надо пи…ть и жечь машины тем, кто согласится работать вместо нас» - и это, пожалуй, еще не самые агрессивные реплики из чатов.
При этом самая крупная протестная группа таксистов в Telegram – «Бойкот 2019» имеет подгруппы по разным городам, что позволяет легко организовать и координировать любое движение. О том, что это отнюдь не стихийный протест, говорит следующее: в Москве, по свидетельствам некоторых участников группы, организовать забастовку раньше первых чисел декабря нельзя, потому что «силы не дармовые». Другими словами, протестное движение таксистов кто-то финансирует, и это вряд ли какой-нибудь профсоюз.
Столь грандиозный протест вряд ли стоит затевать ради требований «повысить «минималку» и «показывать конечную точку маршрута». Как бы ни пытались организаторы таких групп демонстрировать политическую индеферентность, экономические требования к агрегаторам и таксомоторным паркам не требуют подобной радикализации. Ради этого не стоит также искать инструкторов, которые будут учить водителей дракам с полицией, и затевать поджоги машин штрейкбрехеров.
Тут стоит вспомнить и хорошо организованный протест дальнобойщиков против введения «Платона». И то, что цветная революция в Сербии начиналась, например, с хаоса забастовки водителей мусоровозов. Российские таксисты – это тоже отнюдь не те гламурные молодые люди, которых нам показывают в рекламе по телевизору, перевозящие пассажиров из любви к бизнесу и искусству. Сам по себе этот бизнес низкомаржинальный, но высокорискованный, потому зачастую привлекает представителей национальных диаспор либо полукриминальных и маргинальных слоев, которые больше не нашли себе иной работы. При этом в рамках своей субкультуры, как те же дальнобойщики, таксисты могут быстро организоваться для краткосрочных целей – выяснить отношения, поделить рынок. «Дикие частники» хорошо знают, что значит оказаться на «чужой» стоянке такси. Для первого раза проколют колеса, потом и машину побьют, и водителя покалечат.
Кстати, со времен Сербии, где еще применялись методички Джина Шарпа о ненасильственном сопротивлении, лежащем в основе «цветных» государственных переворотов, в России о ненасильственном характере протеста уже давно забыли. И подготовка таксистов к своему массовому выступлению в Москве, которое сейчас активно обсуждается участниками «Бойкота 2019», это подтверждает.
Рассказы активистов то ли о мнимых, то ли о подлинных убийствах конкурентов сопровождаются призывами «ловить и душить» и подробными инструкциями по шантажу тех, кто откажется принимать участие в акции и вдруг захочет в это время поработать.
Если до сих пор протесты московской молодежи выглядели довольно безобидно, то массовые протесты таксистов в нескольких городах России могут привести к совершенно другим - катастрофическим - последствиям.
Для инженеров социального протеста таксисты как достаточно пассионарная и традиционно хорошо скоординированная группа подходят как нельзя кстати. Для их организации надо было лишь создать повод для недовольства.
Возможно, что недовольство подогревалось лишь в рамках какой-нибудь корпоративной войны за влияние на рынке. Но, решая свои частные задачи, сводя счеты в группах влияния, таксистов загоняют в общий протестный фон в стране. И уже непонятно, где бизнес-конфликт, где реальные интересы таксистов, а где желание дестабилизировать обстановку с целью получить политические преференции в рамках предстоящего трансфера власти.
Готовящаяся на декабрь московская акция таксистов станет продолжением всех предыдущих локальных протестов (экологических – мусорные протесты, самый громкий из которых Шиес, жилищно-коммунальных – против реновации в Москве, против строительства храмов или за парки – как в Екатеринбурге, выборных, а потом в защиту арестованных – Голунов, Устинов, Жуков, «школьные гуляния» Навального и т. п.). Но эта акция может стать первой изначально направленной на сознательное и жесткое противостояние власти.
Таксистов хотят бросить на столкновения с полицией, потому что организаторам любых революций необходимы жертвы, желательно убитые в схватках с властями. И если студенты не хотят погибать и сопротивляются вяло, то мужики-таксисты могут оказаться покрепче.
Сейчас в заранее подготовленных каналах коммуникации, используя классические технологии организации протеста, среди таксистов находят и выращивают лидеров, формулируют им идеологию, в том числе и националистическую, тренируют агрессивные группы, готовые к противостоянию с полицией, и затачивают на широкомасштабный уличный протест, который в итоге расколет общество на две непримиримые страты – таксисты с одной стороны и пассажиры - с другой.
По некоторым данным, в таксисты сейчас массово организуют мобилизацию специально тренированных боевиков – молодых людей с военной и спортивной подготовкой, которые станут таксистами только на период акции протеста.
Водителей такси последовательно готовят к общероссийской забастовке, которая может стать началом русского майдана, и, судя по риторике и настроению в чатах, многие из них уже готовы выйти на баррикады.