18+
  1. Олимпийская авантюра России за $ 50 миллиардов

Олимпийская авантюра России за $ 50 миллиардов

Олимпийская авантюра России за $ 50 миллиардов
Наиболее влиятельные бизнесмены России всегда готовы предложить свои богатства на удовлетворение желаний Кремля. Однако сейчас они все больше выражают недовольство тем, сколько денег приходится вкладывать в Сочи, - пишет Reuters в специальном репортаже.

Самые богатые люди России тратят миллиарды рублей на черноморский город Сочи, чтобы превратить участок горы в глобальный экспонат. Металлургический магнат Владимир Потанин платит за возведение новых зданий, новые подъемники и сотни снежных пушек с надеждой превратить горные склоны неподалеку субтропического Сочи на горнолыжный курорт мирового класса.

Как и большинство планов по проведению зимних Олимпийских игр в следующем году, амбиции при строительстве лыжного поселка и других объектов инфраструктуры являются чрезмерными по своим масштабам. Российское международное информационное агентство РИА Новости сообщает, что общий объем инвестиций, которые придется потратить на то, чтобы превратить этот сонный регион страны в жемчужину, которая сможет достойно принять тысячи спортсменов и представителей мировых медиа, превысит $ 50 млрд.

Эти игры должны стать самыми дорогими за всю историю проведения Зимних, а также Летних Олимпиад. По оценкам PricewaterhouseCoopers, зимние Олимпийские игры 2010 в Ванкувере обошлись всего лишь в $ 3,6 млрд. Хотя, по некоторым другим расчетам, эта цифра должна быть ближе к $ 6 миллиардам.

В то время как президент России Владимир Путин не слишком проникается этими грандиозными суммами, некоторые частные инвесторы и богатые олигархи, которых Путин привлек, чтобы помочь оплатить эти счета, выражают недовольство тем, сколько им еще предстоит сделать. Они начинают требовать, чтобы государство помогло оплатить расходы, хотя делают они это редко и довольно робко.

Трудно получить точные цифры о том, кто за что платит в Сочи, однако, РИА Новости утверждает, что частные инвесторы уже потратили около $ 25 миллиардов. А по словам вице-премьера Дмитрия Козака, федеральный и региональный бюджеты потратили на сегодняшний около $ 13 млрд.

Четвертый богатейший человек России Владимир Потанин, чье состояние оценивают в $ 14,5 млрд, жалуется, что его компании будут вынуждены выполнить дополнительные работы на минимум $ 530 млн. Теперь он хочет, чтобы правительство увеличило свой вклад в его проекты путем снижения процентных ставок на его кредитные обязательства, которые включают в себя деньги, взятые в долг у государственного Внешэкономбанка на сумму до $ 750 миллионов.

"Мы ведем переговоры с правительством о компенсации части этих расходов за счет субсидирования процентных ставок, - рассказал Reuters Потанин. - Многие воспринимают это как одну из форм государственной поддержки. На самом деле это всего лишь компенсация за расходы, которые не являются характерными для коммерческих проектов".

Другой олигарх-миллиардер Олег Дерипаска имеет аналогичные жалобы, которые демонстрируют сложные, симбиотические отношения Путина с представителями богатой элиты России. "Переговорные рычаги останутся в руках олигархов до 2014 года, потому что они могут прийти к государству за дополнительными деньгами или угрожать, что строительство не будет сделано вовремя", - рассказал Брюс Бауэр, партнер инвестиционной компании Verno Capital, который проживает в России с 2005 года .

Бауэр говорит, что Путин хочет, чтобы Игры помогли в формировании позитивного имиджа России в мире и пытается выдерживать рост расходов по показной улыбкой на лице. Президент России надеется окупить затраченные инвестиции позже. Смогут ли этим воспользоваться олигархи - пока не ясно.

"Весь это рост расходов можно обосновать. Невозможно рассчитать все заранее. Возникают новые требования, в том числе со стороны Международного олимпийского комитета, эти требования потребует дополнительных затрат. В этом нет ничего экстраординарного", - отметил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. "Что касается возможных споров (между инвесторами и девелоперами), то они неизбежны при осуществлении таких крупномасштабных проектов, с которыми мы имеем дело", - добавил Песков.

"Социальный проект"

В глазах многих россиян именно Путин выиграл для России право проводить Игры 2014 года. В 2007 году Путин летал в Гватемалу и убедил Международный олимпийский комитет в своем выступлении на английском, французском и испанском языках. Он представил амбициозный план государственно-частного партнерства для создания необходимой олимпийской инфраструктуры с нуля в одном из наименее развитых регионов России.

Богатые люди России всегда были частью этого плана, говорит Бауэр. Кроме того, их вдохновляет перспектива получать другие амбициозные государственные контракты в будущем.

Возведение объектов инфраструктуры будет оставаться прибыльным делом, поскольку Москва и региональные органы власти должны заменить советские спортивные и хозяйственные объекты для чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. В Morgan Stanley утверждают, что расходы на инфраструктуру составят не менее 7% от ВВП России по крайней мере до 2018 года.

Многие эксперты по делам России считают, что наиболее влиятельные бизнесмены страны всегда готовы предложить свои богатства на удовлетворение желаний Кремля. Сооружение многих крупнейших объектов в Сочи было разделено между олигархами России, большинство из которых, например Потанин и Дерипаска, близки к Путину.

"Ни одному из них не пришлось принимать сложных бизнес-решений, стоит на самом деле присоединяться к делу проведения Олимпиады. По сути, им было сказано, что для них это будет хорошая идея: помочь государству в этом деле", - рассказал один из подрядчиков.

Другой подрядчик, который участвовал в тендере на контракт в Сочи и получил отказ по техническим причинам, заявил, что Кремль дал понять, что его неизменная поддержка олимпийских подрядчиков будет зависеть от того, кто именно из олигархов будет участвовать в строительстве.

В строительной компании Дерипаски Basic Element отказались прокомментировать, не было ли их участие в Олимпиаде результатом политического давления. Потанин сказал, что у него такая идея родилась после того, как он покатался на лыжах с Путиным. А в интервью РЕН ТВ он заявил, что его участие в Играх - это чистой воды альтруизм. "Я смотрю на этот проект как на обычный социальный проект, который развивает человек, имеющий возможность реализовать такой проект для страны", - сказал он.

Приближенные к власти российские олигархи разбогатели во время хаотичного периода после падения Советского Союза. Им удалось приобрести отдельные ценные активы государства по цене, которая была намного ниже рыночной. Потанин заработал свои первое состояние как банкир, обслуживая престижные государственные счета. Согласно последней сделке, он будет обладать 30,3% стоимости бывшей государственной компании "Норильский никель", крупнейшего производителя никеля в мире.

Бывший физик Дерипаска, владеющий РУСАЛ - крупнейшей в мире компанией-производителем алюминия, получит 27,8% акций "Норильского никеля".

Проекты Потанина в Сочи - это отели и шале, а также лыжные трассы на курорте Роза Хутор в близлежащих горах. Другой инвестор - Аркадий Ротенбург, строительный магнат, в юности он был спарринг-партнером Путина по дзюдо. Его трубопроводная компания "Стройгазмонтаж" построила наземный и морской газопровод протяженностью 177 километров (110 миль) вокруг Сочи. Ротенбург также имеет долю собственности в крупнейшей в России компании по строительству мостов - "Мостотрест" - при посредничестве инвестиционной компании Marco Polo Investments, где он является основным акционером. "Мостотрест" осуществляет большую работу в Сочи, в том числе строит ряд дорог и дорожных развязок.

Проекты Дерипаски - это Олимпийская деревня на $ 760 млн, которая должна разместить 3 тысячи человек в 47 зданиях, и 42-км дороги вокруг олимпийских объектов. Согласно информации на его сайте, он собирается также потратить около $ 300 млн на расширение международного аэропорта Сочи. Строительство нового терминала позволит аэропорту обслуживать 2500 пассажиров в час - по сравнению с предыдущими возможностями в 900 пассажиров в час.

Оригинал: Reuters

Последние новости