В течение нескольких минувших дней в прессе появлялась информация, что авианосцев, в частности американских, нужно брать на буксир. Некоторые считают, что они просто очень старые и их эксплуатационный срок истёк. И теперь они выглядят не лучше всех тех линкоров конца Второй мировой войны, которые пора сдать на металлолом. Другие утверждают, что суда непригодны для обороны из-за глобального распространения баллистических и крылатых ракет, которые теперь могут приобрести даже негосударственные структуры. А кто-то говорит, что авианосцы вообще дорогие, чтобы ими снабжать не только американскую армию, но и вооружённые силы любых других государств в силу истощения оборонительного бюджета.
Глядя на новостные заголовки, можно сделать вывод, что потребность в американских авианосцах сейчас намного выше, чем когда-либо ранее. Они стали неотъемлемой частью почти каждой крупной боевой операции, начиная с времён Второй мировой и заканчивая сегодняшними кинетическими действиями против Исламского Государства наряду с демонстрацией своей военной решимости. На днях Вашингтон отправил к Южно-китайскому морю два авианосца, а президент Америки даже не поинтересовался, где они сейчас находятся и какая от них там польза.
Но вот здесь и начинаются сложности. Что же произойдёт, если международный конфликт вспыхнет с участием таких величественных держав как Россия, Китай и Иран, которые способны своими противокорабельными ракетами дальнего действия уничтожить американские авианосцы? Конечно, легко отправить эти суда против ИГИЛ* или другого мелкого противника. Однако всё усложнилось.
Наиболее очевидным решением было бы просто прекратить запускать свои штурмовики, находящиеся вне зоны досягаемости этих ракет, чтобы всем вместе избежать проблем. К несчастью, Штаты этот вариант не рассматривают, так как американские самолёты больше не могут летать в нужных им пределах. На самом деле, в случае возникновения военного столкновения с великими державами, в частности с Россией и Китаем, боевые группы американских авианосцев будут усыпаны ракетами. И будет их так много, что платформе противоракетной обороны “Эгида” просто придётся запустить все свои перехватчики, оставив при этом авианосцы и их вспомогательные судна под атакой.
Проблема, описанная выше, в худшем случае проявится в азиатском и тихоокеанском регионах, если во всём мире ускорится разработка передовых ракет, подобная той, что заботливо развивалась в Китае последние десятки лет. Это та самая проблема, которая усложняется для американских военно-морских стратегов с каждым днём.
Недавно головной центр “Нового американского века” (CNAS) выступил с заявлением, в котором он описал ситуацию достаточно ясно, но уже с новым и ещё более опасным поворотом, что якобы китайское здание на острове в Южном Китайском море только усугубило проблему.
Согласно этому заявлению, одним из существенных препятствий по устранению угрозы для американских истребителей, пилотирующих на различных дистанциях, является недавно начатая кампания на этом острове. С начала 2014-го года, Китай начал ускоренно прилагать свои усилия по созданию искусственной суши, на которой можно размещать портовые сооружения, аэродромы и других военные базы. По словам CNAS, в случае возникновения военного конфликта Китай будет использовать военную стратегию“A2/AD” на всех своих островах в этом регионе, в число которых входят Парасельский остров Вуди и риф “FieryCross” на острове Спартли. На этих территориях также расположены взлётно-посадочные полосы, истребители и бомбардировщики.
Американцы считают, что Китай, таким образом, демонстрирует свой интерес и способность развёртывания военной мощи на этих островах, когда в октябре прошлого года он базировал свой передовой истребитель “J-11” на остров Вуди, а в феврале 2016-го года и свой зенитный ракетный комплекс “HQ-9”.
Пока стратегия “A2/AD” на островах будет расширять зону своего действия, что потенциально позволит китайцам атаковывать Австралию, это может означать, что Китай захочет в перспективе напасть и на военные силы Соединённых Штатов Америки. В своём сообщении CNAS добавил, что если наряду со строительством усиленных укрытий для самолётов будет производиться и развёртывание зенитных ракетных комплексов, то стратегия “A2/AD” будет представлять более живучую и продолжительную угрозу.
Однако новые китайские сооружения пока что открыты для атаки, и это наводит американцев на мысль, что Пекин вовсе не собирается нападать на них первым, и что китайские стратеги не постесняются воспользоваться своим преимуществом в условиях кризиса и хотя бы сделают предупреждение.
Однако почему бы не создать такой самолёт, который смог бы обогнать российские, китайские и иранские ракеты? Аппарат, который мог бы совершать полёт со скоростью 2500 миль в час, поражать разные цели, быстро менять направление и возвращаться, стал бы идеальным решением.
Как недавно заявил Дэйв Маджумдар, атаковать авианосца над открытым морем на большой скорости – непростая задача. И теперь вопрос заключается в следующем: будет ли американский президент, понимая всю угрозу, рисковать тысячами жизней и что он теперь скажет по поводу государства, которое способно сдерживать американские авианосцы?