Откуда берется тепло? С потолка! Цифры в платежках: как это делается

В феврале 2013 года МОЭК (Московская объединенная энергетическая компания — монополист по обеспечению города теплом) преподнесла горожанам очередной «подарок»: повышение цен на свою продукцию процентов на 30.

Такое уже было — в феврале 2011 года. Тогда для Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) и всех ее посредников, торгующих теплом, год выдался урожайным. А вот покупателей тепла 2011 и 2013 годы, похоже, не очень радуют.

Тогда, в феврале 2011-го, расход тепла получателями совершенно неожиданно вырос на 250%! По оценке МОЭК, разумеется. Это привело в замешательство даже управляющие компании. Очень уж наглым оказалось покушение на кошельки граждан.

Переговоры управляющих компаний с поставщиками тепла привели к компромиссу — расход тепла снизили. Договорились, что стричь можно, но не в таких же масштабах! МОЭК дала задний ход и согласилась, что рост потребления тепла вырос не на 250%, а всего лишь в два (!) раза.

Реклама на веке

Можете себе представить систему, в которой размер поставляемого продукта (тепла) на фоне известной потребительской истории и стабильной статистики увеличивается в несколько раз?

Я не могу. Поэтому отправился в управляющую компанию (УК) — ДЕЗ «Преображенское».

Довольно быстро удалось выяснить технологию учета поступающего тепла и полную непричастность управляющей компании к контролю за работой приборов учета. Руководитель управляющей компании Л.М. Нестерова убеждена, что с системой учета все благополучно, потому что показания приборов учета поступают в МОЭК по «оптоволоконным каналам связи автоматически» и обрабатываются компьютерами. Но если все правильно, то как быть с «неожиданным» 100—250-процентным повышением расхода тепла?

Странная сложилась ситуация. Кассир и ревизор оказались с одним и тем же МОЭКовским лицом! Кассир говорит: «С вас — тысяча», а ревизор подтверждает: «Все правильно!»

А «избранный» гражданами контролер — управляющая компания, оказывается, не может контролировать даже процесс снятия показаний счетчиков учета расхода тепла. Как говорят в управляющей компании, счетчиков с видимыми показаниями просто нет. Есть коробка (черный ящик), из которой, как говорят в УК, выходят провода. На этом разговор о контроле можно и прекратить. Требование присутствия представителей жильцов при снятии показаний было решительно отвергнуто. Выходит, что контроля просто не существует. И дело, похоже, в договоренностях между поставщиком тепла — МОЭК и управляющими компаниями. Как они ладят и делят доход — следовало бы выяснить прокуратуре и компетентным органам.

Известно, что за тепло мы платим исходя из двух составляющих: централизованного тарифа и количества потребленного тепла. Общая сумма платежа получается простым умножением тарифа на количество потребленного тепла конкретным домом. А затем потребленное тепло делится пропорционально квадратным метрам каждой из квартир. Так получается индивидуальный платеж. Куда, казалось бы, проще.

При этом нужно добавить, что количество потребленного тепла — величина консервативная и не может варьировать в широком диапазоне. В этом легко убедиться по данным за 2010 год. Практически все месяцы 2010 года количество тепла, потребленного, скажем, моей квартирой, составляло 0,526805 Гкал в месяц, а стоимость — 626 руб. 91 коп.

Это же количество тепла потреблялось, судя по счету, и в январе 2011 года. Но из-за более высокого тарифа (не количества!) его стоимость составляла уже 698 руб. 39 коп.

В МОЭК рассудили правильно (для себя, разумеется): если не удается повысить тарифы (множитель), управление которыми находится в руках органов власти, то вполне можно повысить другую составляющую (множимое), находящеюся под полным контролем МОЭК. Вот это множимое (количество потребленного тепла) и стало неожиданно расти.

Именно тогда, в феврале 2011 года, и произошли революционные изменения. Потребление тепла моей квартирой выросло с 0,526805 Гкал до 1,0838 Гкал (!), а сумма платежа с 698 руб. 39 коп. — до 1436 руб. 83 коп.

Читайте также:

ЖКХ — не коррупция, его нужно бы не искоренять, а реформировать

Такая пропорция, естественно, оказалась у всех жителей дома. Начался скандал. Управляющая компания по острой необходимости стала на сторону жильцов и, по-видимому, объяснила МОЭК, что статистика такого не допускает.

Осознав реальную опасность, МОЭК в марте 2011 года снизила свои аппетиты с 1,0838 Гкал до 0,722498 Гкал, а сумму платежа с 1436 руб. 83 коп. до 957 руб. 82 коп. (снова данные по моей квартире).

Выходит, что, по сравнению с январем 2011-го, в марте платежи возросли на 37%. Проблема повышения доходов МОЭК была решена элегантно. И, самое главное, без каких-либо изменений тарифов, согласований с энергетическими комиссиями, мэрией и пр.

Наша управляющая компания после серии скандалов пообещала вернуть деньги, полученные в феврале 2011 года некорректным путем. Даже объявления с извинениями развесила. Но деньги вернули лишь в июне.

В этом году все повторилось по сценарию 2011 года. Количество потребленного тепла снова увеличилось более чем на 30 процентов и составило теперь уже 0,962928 Гкал. Словом, то, к чему стремилась МОЭК, реализуется в этом году. Потребление тепла прыгает, как давление у гипертоника, но только в одну сторону — вверх. И дает это поставщику тепла (если считать, что в городе около 3 млн квартир и у всех платежи выросли на 300—500 рублей) минимум 1 млрд рублей ежемесячно! Овчинка, признаем, вполне достойная.

И снова, как и в 2011 году, это не вызывает интереса ни у городской власти, ни у прокуратуры, ни у следственных органов. Поставщик тепла резонно считает, что если пронесло в 2011 году, то пронесет и в этом. Ну а то, что управляющая компания дружит с поставщиками ресурсов, то кто же ее за это осудит? Особенно если умеет правильно делиться.

Впрочем, попросим разобраться в странностях московского теплоснабжения и манипуляциях МОЭК с теплом тех, кто обязан это делать, и поговорим лучше о том, почему такое возможно. Первая и самая главная причина — бесконтрольная монополия на фоне ошибочных технических решений социалистической эпохи (все централизовать!).

Представляется, пришло время признать, что гонять горячую воду по тысячам километров труб — в самом лучшем случае техническая глупость, выгодная только поставщикам и транспортировщикам «тепла» и их покровителям, ответственным за городское хозяйство.

Огромные деньги из бюджета ежегодно закапываются для поддержания бездарной, дырявой и опасной для граждан централизованной системы отопления.

Не секрет, что современные системы отопления и горячего водоснабжения в мире становятся все более автономными: домовыми или даже квартирными. Все, что для этого требуется, — газ и холодная вода. Понимает ли это городская власть?

Таким образом, проблема распадается на две составляющие. Во-первых, необходимо установить реальный контроль над монополистами. Во-вторых, начать серьезную работу по ликвидации расточительной, коррупционноемкой и опасной для окружающих транспортировки горячей воды по городу.

Заметим, что в Москве во многих домах до сих пор существует индивидуальная система горячего водоснабжения. Это означает, что вода нагревается только тогда, когда она нужна. Экономия газа и воды в чистом виде. Еще более эффективно автономное отопление. Думать, правда, об этом пока никто не хочет.

Эрнст ЧЕРНЫЙ

Реклама на веке
Сегодня Папа Римский Бенедикт XVI покидает престол Следователи узнали руку Скрынник на мошеннических контрактах