По всей России возобновились акции протестов дальнобойщиков – водители фур перекрывают участки дорог, медленно двигаясь по двум направлениям. Основными требованиями водителей являются перевод системы сбора платы «Платон» в тестовый режим, введение оплаты за проезд после его осуществления, снижение этой платы, обеспечение трекерами и снижение или отмену штрафов. Пока их требования не будут приняты, они обещают проводить такие акции стихийно, пишет РБК.
Однако свое отрицательное мнение по поводу введения такой системы выражают не только водители. Так, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками, поэтому сбои в ее работы начались с самого начала. Это повлияет на логистику, строительство и ассортимент товаров в магазинах. Еще одно отрицательное последствие введения системы взимания платы с фур за проезд – рост инфляции, вклад этого нововведения добавит ей в следующем году 1,5пп. По мнению бизнесменов, это влияние будет еще большим. Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов написал президенту о том, что из-за введения сбора в этом году транспортные издержки вырастут на 5%, в следующем году, когда тариф повысят – на 10,2%, а вклад в инфляцию достигнет 2,7пп.
У властей свои подсчеты. Центробанк и Минфин полагают, что введение платы за пользование трассами будет менее ощутимым для инфляции, и добавит ей не более 0,1пп. В то же время в Минэкономразвития озвучивают не такие оптимистичные прогнозы – вклад в инфляцию составит 1-2пп.
«Платон» тем временем за первые пять дней своей работы собрал 191 млн рублей в дорожный фонд, в системе зарегистрировалось 70 тысяч компаний и предпринимателей. Объем инвестиций в проект составил 30 млрд рублей, 8 млрд Минтранс планирует получить на функционирование системы от государства в следующем году, но с оговоркой, что это будут не инвестиции – государство не может платить компании напрямую, ведь ту сумму министерство предлагает направить оператору системы – РТИТС, за использование системы до конца этого года и за первое полугодие следующего года.