Под слоем краски портрета кисти Дега было найдено скрытое изображение

Российским и международным исследователям художественных полотен в ближайшее время найдется над чем поработать. Объектом исследования станет полотно «Портрет женщины» художника Эдгара Дега, пишет The Guardian.

На картине, написанной автором в 1876 году, оказался второй портрет, который был все эти годы скрыт под слоями краски. Обнаружить его и, тем самым, сотворить повод для сенсации исследователям помог рентгеновский аппарат. Именно под его лучами и удалось увидеть изображение, которое Эдгар Дега решил по каким-то непонятным причинам скрыть от публики. На протяжении 140 лет картина прятала второй портрет девушки. Отдельные знатоки искусства поспешили предположить, что закрытое лицо принадлежит одной из любовниц гениального импрессиониста.

Обнаружили второй портрет специалисты из Австралии, которые проводили сканирование полотна методом рентген-флуоресценции. Изображение было помещено под поверхностные слои краски композиции, которую все эти 140 лет знают любители живописи во многих странах мира.

Отдельные эксперты отмечают, что найденное лицо встречается на полотнах многих французских мастеров кисти, работавших в то время. Стало быть, речь идет о достаточно популярной среди портретистов натурщице. Девушка с темными волосами и светлой кожей с взглядом, направленным вниз, смотрит в правую сторону – то есть, в противоположном направлении, куда все эти 140 лет взирает та самая всемирно знаменитая женщина.

Реклама на веке

Благодаря детальному сканированию исследователи выявили следы от мелких волосков кисти. Изучив их, отдельные эксперты предполагают, что большая часть скрытого лица была выполнена в одной технике, но позже метод написания был изменен. Бросается в глаза и то, как Дега создавал уши натурщицы: поначалу он решил воплотить немного нереальный образ девушки, изобразив ее с ушами эльфа. Впрочем, позже Эдгар пожелал все-таки придать картине реалистичный вид и уши к девушке вернулись такие, какие и должны быть у человека. Примечательно, что для мастеров того времени были достаточно нехарактерны преувеличение и игра образами.

Интересно, что внимание общественности и исследователей полотен, в частности, было обращено на «Портрет женщины» еще в 1922 году. Тогда многие искусствоведы обратили внимание на то, что изображение изменило цвет. Объяснять этот феномен в те годы пытались тем, что Дега при написании использовал достаточно тонкие слои масла. Но все оказалось сложнее: скрытое нижнее изображение таким образом стало проявляться из-под основного. Этим феноменом заинтересовались специалисты Национальной галереи Виктории, которая находится в Мельбурне. Именно они и начали использовать рентгеновский аппарат, а, точнее, пучок лучей, который прокатился по атомам краски, выдавая все, что та скрывает под собой.

Исследователи рассказывают, что им понадобились как минимум 33 часа на то, чтобы создать изображение разрешением в 31,6 мегапикселя.

Эксперт Дэрил Ховард поделился впечатлениями: «После того как сканирование завершилось, я оказался просто на седьмом небе от счастья!» Стоит отметить, что таким же образом проводились изучения некоторых полотен кисти Ван Гога.

Пока еще знатоки искусства сомневаются по поводу того, кто же изображен на нижнем портрете, но продолжают активные поиски, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Сейчас в галерее сотрудники работают над научными докладами по поводу открытия. Там же они намерены разместить и некоторые подробности.

Отдельные исследователи французского художественного творчества XIX столетия полагают, что на нижнем портрете изображена некто Эмма Добигни. Эта натурщица позировала непосредственно Дега и некоторым другим художникам как минимум в течение 20 лет. И гений особенно относился к ней. Натурщицу можно также увидеть и на некоторых полотнах Пюви де Шавани и Камиля Коро. Сохранились у историков даже письма, которые Дега писал Добигни. Экс-руководитель Лувра Анри Лорет высказал мнение, что художник намеренно изображал натурщицу моложе ее лет. И это являлось обычным приемом Дега, особенно для периода 60-х годов XIX века.

В составе краски, которую использовал художник в то время, содержались соединения кобальта и железа на основе гематита. Этот состав позволял изображать кожу человека с мельчайшими деталями. Щеки и черты губ натурщицы создавались с применением сульфида ртути. Волосы написаны пигментом коричневого тона, содержащим железо с марганцем. Медь с мышьяком входили в состав, при помощи которого создавался головной убор девушки.

Теперь исследователи надеются на то, что нечто подобное они смогут обнаружить и на других знаковых для мировой художественной культуры картинах. А это значит, что сенсации будут появляться снова и снова!

Реклама на веке
Путин раскритиковал попытки разделения террористов на плохих и хороших Оззи Осборн лечится от сексуальной одержимости