Подсолнухи на чужом поле

Партия Михаила Барщевского после длительного затишья решила вновь напомнить о себе: плакаты с партийной символикой (подсолнух в руке), лицами и изречениями лидеров во множестве украсили улицы Москвы и Санкт-Петербурга.

Трудно сказать, с чем связана нынешняя активность партии: то ли появились деньги на раскрутку, то ли партийцы решили использовать временное отпускное затишье на партийных фронтах, чтобы хоть как-то запомниться потенциальному электорату. Выборы-то не за горами.

Напомним: перед мартовскими выборами «Свободная Россия» предпринимателя Александра Рявкина была переименована в «Гражданскую силу», а ее лидером стал Барщевский. Вскоре партию заполонили (бизнесмены уже были) всевозможные шоумены и литераторы. В частности, «Гражданскую силу» в виде партийного билета в кармане почувствовали телеведущие Валдис Пельш и Максим Кононенко, писатели Эдуард Успенский и Татьяна Устинова.

Отсутствие в партии профессиональных политиков свидетельствует о том, что власти, создавшей ее, она по большому счету не нужна. Партия, выбравшая своим символом легкомысленный подсолнух, который напоминает эмблему республики ШКИД (школы имени Достоевского для дефективных, — так она именуется в одноименной книге) вряд ли может претендовать на нечто серьезное в политических играх накануне выборов.

Реклама на веке

Созданная по последним партийным лекалам «единороссов» (артисты, спортсмены и бизнесмены), «Гражданская сила» теперь из кожи лезет вон, чтобы показать свою индивидуальность. Но, к сожалению, показывать практически нечего. Михаил Барщевский пытается лавировать между амбициями партии власти и либеральными идеями, сооружая очередного идеологического монстра из разряда «суверенной демократии». В частности, поддержав намерение Путина изменить конституцию, которую тот, кстати говоря, обещал не изменять, Барщевский попытался объяснить, каким образом увеличение срока президентства положительно скажется на демократии. Попытался, но не объяснил. Вероятно, нет навыков.

В отличие от политической демагогии, юридическое толкование должно быть предельно конкретным. Беспомощность, с которой «подсолнухи» пытаются оторваться от пуповины власти, по-прежнему наводит наблюдателей на мысль, что они, скорее всего, будут снижать результаты правых на грядущих выборах. Выполнив эту задачу, партия или исчезнет вовсе, или сольется с какой-нибудь партией власти. Однако, похоже, не всех «подсолнухов» устраивает эта участь.

Недавно стало известно о том, что один из лидеров «Гражданской силы», предприниматель Дмитрий Коробков заявил о расхождении во взглядах с Михаилом Барщевским и пообещал преобразовать партию, исходя из своих представлений о ней. Для того, чтобы это состоялось, Коробков должен войти в тройку федерального списка.

По некоторым данным, соответствующее решение уже имеется, и основатель «Свободной России» Рявкин готов отдать пальму первенства Коробкову. Сможет ли он на публике переиграть Барщевского, сказать трудно. Барщевский изрядно «раскручен» на всех телеканалах, умеет загадочно улыбаться и красиво говорить. В связи с последними кремлевскими установками по партийному строительству юрист, что называется, бьет в десятку. Обладает ли такими же артистическими данными Коротков, неизвестно.

Напомним, что Коробков является председателем совета директоров второго по величине рекламного холдинга в России. Занимался он и политикой, но в качестве технолога: участвовал в рекламной кампании «Партии жизни», создавал социальную рекламу для Центральной избирательной комиссии РФ во время президентских выборов 2004 года. Сам Барщевский отрицает какие-либо намерения лидеров партии реорганизовывать ее. Он по-прежнему уверен, что в «Гражданской силе» всего два лидера: он и Рявкин. А вот третьих номеров в партийном списке пока не предвидится.

По мнению экспертов, идейные разногласия среди «подсолнухов» показывают, что единой четкой программы действий у партии нет, как нет и координирующего центра. Добиться в столь сжатые сроки (после летнего затишья у «Гражданской силы» будет всего два с небольшим месяца на раскрутку) какого-то серьезного результата невозможно. В результате вялых и невнятных маневров партии она практически осталась незаметной в политических играх последних месяцев.

Например, согласно опросам ВЦИОМа, лишь менее 1% граждан высказывают намерение голосовать за «Гражданскую силу». Иными словами, она просто не существует. Не удивительно, что в руководстве партии появляются люди, которые не хотят быть аутсайдерами или «подсолнухами», растущими на чужом поле.

Реклама на веке
Когда замкнется круг Воевать или кормить?