18+
  1. Приватизация по-русски

Приватизация по-русски

Завтра правительство России рассмотрит планы приватизации на 2007г., который включает приватизацию 1418 ФГУПов и продажу 1187 пакетов АО. Напомним, что еще весной президент в своем послании говорил, что государство должно оставить в своей собственности только то имущество, без которого не сможет исполнять публичные функции.

Завтра правительство России рассмотрит планы приватизации на 2007г., который включает приватизацию 1418 ФГУПов и продажу 1187 пакетов АО.

Напомним, что еще весной президент в своем послании говорил, что государство должно оставить в своей собственности только то имущество, без которого не сможет исполнять публичные функции.

Однако ряд министерств и ведомств выступают резко против передачи в частные руки принадлежащие им предприятия. Общий список разногласий насчитывает 448 АО и ФГУПов свыше четверти из приватизационного плана. Против акционирования унитарных предприятий и продажи госпакетов активнее всего выступают Росавтодор (148 объектов собственности), Минобороны (81), Росэнерго (52), Минсельхоз (46).

Причины сопротивления чиновников, в принципе, понятны.

По мнению некоторых аналитиков, передел собственности спровоцирует новый виток нестабильности и коррупции. Среди ловушек, с которыми столкнется страна, самую опасную готовит начавшаяся на втором президентском сроке волна приватизации государственных унитарных предприятий. Криминальная статистика показывает рост числа заказных убийств, и чуть ли не большая их часть связана с готовящимся акционированием ГУПов.

По словам одного из высокопоставленных чиновников, это огромный массив, в котором есть все - от земли до патентов. Если тенденция не изменится, то в 2008 году главную опасность для развития страны будут представлять спущенные с поводка представители силовых структур, офицеры среднего уровня, которые начнут разбираться с громадным количеством свежих приватизационных сделок, проведенных с нарушениями.

Проект программы на 2007 г., представленный Минэкономразвития, включает 748 ФГУПов и 966 АО. В рынок предполагается прежде всего отправить предприятия агропрома, оборонки, ТЭКа, дорожного хозяйства, машиностроения. На торги предложено выставить 840 АО, в которых государству принадлежит 100% акций, еще 12 АО с долей от 50 до 100%, 27 АО, где у государства 25-50%, и 87 АО с госсобственностью меньше 25%. От приватизации чиновники ожидают получить 41 млрд руб. и еще 8 млрд руб. от продажи земельных участков. К крупнейшим продажам года относятся 100% акций АО ВО Станкоимпорт, 100% АО Московский метрострой, аэропорты Сочи, Пулково, Салехарда, Уфы.

Мы, в принципе, не против приватизации ряда наших предприятий. Однако по некоторым из них есть предметный разговор с правительством. В нашей структуре есть ФГУПы, которые по определению нельзя передавать в частные руки, - сказал Веку чиновник в Росавтодоре.

Однако, что это за ФГУПы, чиновник говорить не стал. "Трассы Федерального значения обслуживаются ФГУПами, которые подчинены Росавтодору. Их обслуживание стоит очень больших денег, а это госзаказ. Естественно, что дорожники ни за что с ними не расстанутся, - рассказал нам один из независимых аналитиков.

В Минобороны какие-либо комментарии по поводу приватизации давать отказались, однако как сказал Веку сотрудник строительной организации, которая входила раньше в состав Минобороны, приватизация военных организаций - это маразм. Мы стали акционерным обществом очень давно, еще при Ельцине. Наше предприятие занималось раньше строительством коммуникаций для Министерства обороны. После приватизации многие специалисты ушли. Вы можете представить, какой информацией они обладали? Отдавать в частные руки структуры, принадлежащие военным, равносильно продаже государственных секретов.

Впрочем, некоторую госсобственность должны снять с программы приватизации. Так, список должно покинуть АО Московский метрострой, поскольку является стратегическим объектом.

По словам ведущего эксперта Института комплексных стратегических исследований Евгения Погребняка, приватизация ФГУПов преследует три цели. Первая улучшение качества услуг, которые может предоставлять только государство: например, оборона, здравоохранение, госрегулирование. Вторая - повышение эффективности самих предприятий. Здесь ставка делается на то, что частные собственники являются более эффективными управленцами, чем государство.

Однако, практика показывает, что получается все с точностью до наоборот. При создании этих организаций была проигнорирована связка между результатами деятельности и ответственностью менеджеров, делающая работоспособной любую экономическую систему. Распоряжаясь госсобственностью на правах хозяйственного ведения, ФГУПы получили право заниматься коммерческой деятельностью. При этом никакой финансовой ответственности перед фактическими собственниками - министерствами и ведомствами - они не несли. Результатом стала повальная неэффективность бывших государственных компаний.

Многие предприятия, едва попав в план приватизации, вообще объявляют себя банкротами, после чего без всякого аукциона попадают за долги в собственность коммерческих структур.

Между тем в Госдуму, до сих пор не внесены поправки в Закон о приватизации, которые смогут устранить все негативные моменты.

Тогда становится закономерным вопрос, для чего и кому нужна такая приватизация? Если правительству, то вполне понятно его желание расстаться с обременительными активами. Ведомства, наоборот, хотят оставить себе то, что приносит деньги. Налицо просматривается чей-то заказ на конкретные объекты госимущества, который чиновники, за разумную компенсацию, готовы выполнить.