Да и продавцы, по мнению экспертов, которые теперь будут находиться под грузом дополнительной финансовой ответственности за не вовремя замененный товар, будут активнее идти навстречу покупателям.
Первая и, пожалуй, главная поправка касается сложной техники, к коей можно отнести автомобили, холодильники, стиральные машины, фотоаппараты, мобильные телефоны и ряд других подобных товаров. Если раньше при обнаружении в том или ином изделии недостатка покупатель должен был доказывать, что он является существенным, при этом затрачивая силы и деньги на экспертизу поломки, то теперь ситуация в корне изменилась.
Отныне, если недостаток, причем, даже несущественный, проявился в первые 15 дней с момента приобретения товара, потребителю не придется прилагать никаких усилий для его обмена или возврата уплаченных денег. Закон предусматривает, что в таком случае продавец обязан в течение 10 дней после обращения к нему покупателя с претензией, обменять товар или вернуть потребителю деньги. Таким образом, даже в том случае, если, к примеру, в купленном в автосалоне автомобиле не работает одна из лампочек габаритных огней или, скажем, плохо закрывается крышка бардачка, покупатель может смело обращаться к продавцу и требовать от него замены автомобиля на такой же.
Касается это и холодильников, которые, порой, в первые дни после приобретения и установки начинают вдруг вибрировать и громко шуметь, и мобильных телефонов, "мозги" которых ловят глюки.
Впрочем, нередко потребители попадают и в другую неприятную ситуацию, когда купленный товар ломается не в течение первых двух недель, а позже, но в рамках оговоренного гарантийного срока эксплуатации. Большинство покупателей в таких случаях вынуждены обращаться в сервисные центры. Однако, совершенно не факт, что товар будет отремонтирован быстро и, самое главное, в оговоренный срок. Об отговорках сервисменов, любящих ссылаться что нужные запчасти отсутствуют, и совершенно немыслимых сроках ремонта ходят легенды.
"Теперь, согласно вошедшим в силу поправкам в Федеральный закон "О защите прав потребителей", срок ремонта товара не может превышать 45 дней, - поясняет "Веку" председатель Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей" Михаил Аншаков. - В противном случае за просрочку потребитель имеет право требовать с сервисного центра выплату неустойки в размере 1% в день". Таким образом, можно надеяться на то, что практике, когда товар ремонтировался месяцами, будет положен конец.
Есть в обновленном законе и еще одно новшество. Так, если товар (к примеру, автомобиль, компьютер или фотоаппарат) находился в ремонте в течение 30 дней, то покупатель вправе обменять у продавца такую технику или вернуть ее в магазин и получить обратно уплаченные за нее деньги.
Нередко бывает и так, что потребитель заказывает товар, но его поставка задерживается. На это жалуются, кстати, многие покупатели новых автомобилей в определенной комплектации или граждане, обратившиеся в компании, изготавливающие мебель на заказ, а также любители приобретать товар через интернет-магазины.
С вступлением в силу поправок, по словам Михаила Аншакова, эта ситуация в корне меняется. "Отныне за каждый день задержки товара продавец или изготовитель будет выплачивать потребителю неустойку в размере 1% от суммы внесенного аванса за каждый просроченный день", - подчеркнул он. "В такой ситуации тем автосалонам, которые любят прокручивать деньги потребителей и в связи с этим задерживают им поставку товара, будет уже невыгодно проявлять медлительность", - констатировал Михаил Аншаков.
А вот другое немаловажное новшество, включенное в закон. Если раньше гражданин, купивший, скажем, мобильный телефон, которым не мог нормально пользоваться, так как слышимость была отвратительной, оказывался в проигрыше, потому что продавец все списывал на "конструктивные особенности" аппарата (в таком случае вернуть его или обменять было нельзя), то теперь в закон введено такое понятие, как товар, "не соответствующий целям". Поэтому подобный телефон подлежит незамедлительному обмену.
То же касается и, к примеру, произведенных в Италии зимних сапог. На Аппенинах их выпускали для европейских потребителей, живущих в условиях европейской зимы. В России же их носить можно только осенью, а вот спастись от сильных морозов они не помогают. Этот товар также можно отнести к категории "не соответствующий целям" и либо обменять его, либо вернуть продавцу.
По словам Михаила Аншакова, вступившие в силу поправки к закону "О защите прав потребителей" регламентируют те вопросы, которые раньше имели неоднозначное толкование. А это значит, что потребителям, попавшим в неприятную ситуацию, когда купленный товар в период гарантийного срока пришел в негодность, легче будет ее пережить.