Так, робот может отыскать даже те вещи, которые вы переместили, и это привносит в ситуацию с японскими стартапами столь необходимый ей стимул.
Эта технология – предмет гордости токийской компании, стоящей $2 млрд., что редко для японских стартапов. В то время как в США и Китае частные технические фирмы стоят не менее $1 млрд., в Японии таких только три.
Так было не всегда. Третья крупнейшая экономика мира была когда-то лидером в революционных, новаторских технологиях. Страна дала миру карманные калькуляторы, плейеры Sony и светодиодные лампы. Но с тех пор Япония сильно отстала в инновационной гонке.
Исследование консалтинговой фирмы McKinsey показывает, что Япония держалась наравне с лучшими примерно до 2000 года, затем доходы таких компаний, как Sony и Toshiba, резко упали по сравнению с лидерами отрасли, такими, как Apple и Samsung.
В 1980-х и 90-х годах японские фирмы были известны как производители более легкой и тонкой потребительской техники, говорит Кендзи Нонака, старший партнер McKinsey. Затем рынок изменился. Спрос на «супер-инженерную» продукцию понизился. Более важной стала ориентация на потребителя с упором на программное обеспечение.
«Чтобы иметь успех в инновациях, нужно быть ближе к потребителю, нужно чувствовать, в чем нуждаются покупатели. А Япония очень далека от США и далека, в культурном смысле, от Китая», - поясняет Нонака. «Более того, проекты таких американских фирм, как Google, Netflix, Facebook* и Amazon, обеспечили самые захватывающие технические инновации за последние 20 лет, - добавляет он. - В Японии сообщество стартапов очень ограничено, все хотят войти в крупное предприятие».
Эксперты считают также, что снижение уровня инноваций в Японии связано с однообразием культуры труда в сочетании с финансовой системой, избегающей рисков, все это подавляет креативность и новшества.
В США и Китае немало «ангелов-инвесторов», тех, кто намерен сделать ставку на людей или компании, рискующие потерпеть неудачу. «Если вы стремитесь создать инновационную продукцию в США, к этому можно привлечь поразительное количество денег и персонала за короткое время, - говорит Сейдзио Такешита, профессор Школы менеджмента и информации в Сидзуока. - Но Япония – страна «культуры, не одобряющей неудачи». Для японских организаций избежать провала важнее, чем добиться успеха».
В стране все же есть немало идей, но они не столь эффективны, как те, которые вырабатываются в Силиконовой долине или Шеньжене. Япония преуспевает в том, чтобы взять готовый технический продукт и значительно усовершенствовать его для облегченного массового производства. В том, что касается «соответствующих политических условий, образования, инфраструктуры, бизнеса», необходимых для того, чтобы продвигать новшества, страна сильно отстает. В списке инноваций Всемирной организации интеллектуальной собственности Япония занимала в начале года 15-е место, далеко позади США, Британии и Израиля. На первом месте - Швейцария.
Оканохара полагает, что для расцвета новых идей стране необходимо большее творческое разнообразие. В его компании около 270 сотрудников, 10% из них иностранцы более чем из 30 стран, рекомендовано использовать на работе английский, наняты переводчики. В Силиконовой долине, для сравнения, количество иностранных работников по технологиям составляет 57%. «Нам нужно больше разнообразия, чтобы придумывать или применять новые радикальные идеи», - говорит Оканохара. Нонака считает, что японским новым проектам нужны глобальные амбиции: «Начиная свой бизнес, они должны думать о своем росте в США и Китае».
Влиятельные инвесторы часто могут основать компанию, но это нередко создает дополнительное препятствие, с которым сталкиваются многие японские инновационные проекты. Основатель SoftBank Масаёши Сон - инвестор, вкладывающий миллиарды в технологии, но его 100-миллиардный фонд SoftBank Vision не инвестирует ни в какие японские стартапы. Вместо этого фонд вкладывает миллиарды долларов в крупные мировые инновационные проекты, такие, как Uber, китайский автомобильный проект Chehaoduo, индийская гостиничная фирма OYO. Причиной может быть несоответствие японских вариантов критериям отбора, установленных Соном.
Оканохара, проект которого был проигнорирован Соном, заявил, что технологическая ситуация в Японии «весьма проблемна», и добавил: «Здесь нет больших возможностей по сравнению с такими местами, как Китай».
Однако, его компанией заинтересовалась другая крупная японская фирма, Toyota. Этот производитель автомобилей начал в 2014 году сотрудничество с Preferred Networks по совместным исследованиям и разработкам. Начиная с 2015 года Toyota инвестировала в стартап Оканохары более $101 млн., продвигая работы по таким направлениям, как искусственный интеллект, робототехника и беспилотные автомобили. Характер вложений способствовал нескольким серьезным прорывам, совершенным компанией, таким, как программное обеспечение для искусственного интеллекта. Ведь робот, которого компания Preferred Networks оснастила своими технологическими разработками, изготовлен в Toyota.