Выдавая ложную информацию, люди могут покраснеть или опустить глаза, позволяя поймать себя на лжи. Однако психологи опубликовали в журнале Psychological Science работу, в которой раскрывались истинные причины желания людей говорить неправду. Кроме того, исследователи выяснили, как лжецы оправдывают свои слова и поступки.
Оказалось, что человек чаще всего врет в тех случаях, когда он может получить выгоду с помощью неправдивой информации. Однако важным фактором намерения солгать ученые считают возможность «сохранить» лицо.
Для получения достоверных данных, относительно ситуаций, в которых люди могут врать, не краснея, авторы исследования попросили добровольцев играть в компьютерные игры.
В ходе компьютерной игры участникам эксперимента необходимо было выбрать одну из пары виртуальных костей, которые выпадали перед ними. Добровольцев попросили определить, какая из них располагалась ближе всего к ранее указанной специалистами области экрана. Подопытные также должны были указать, сколько очков было на костях.
Таким образом, чем больше оказывалась сумма точек, тем выше оценивалась награда, которую теоретически мог получить участник игры.
На протяжении всего испытания ученые тайно наблюдали за поведением добровольцев.
Результаты эксперимента показали, что далеко не все участники готовы были сказать правду. Чтобы получить большую выгоду от игры, они врали, стараясь занизить
количество точек на второй кости, если она располагалась ближе к указанному экспертами месту экрана, а суммарное значение ее точек оказывалось больше.
Тем не менее, когда авторы исследования обвинили добровольцев в обмане, подопытные ответили, что допустили ошибку совершенно случайно, не проявив внимательности к заданию.
Однако движение глазных яблок добровольцев и долгие размышления над ответом позволили ученым определить, что люди готовы сознательно искажать некоторые факты, если им удастся оправдать свои действия в подобной двусмысленной ситуации.
По мнению специалистов, работодателям стоит позаботиться о том, чтобы у подчиненных не осталось места для маневров. Для этого необходимо обращать внимание на детали, объяснять сотрудникам каждую мелочь, не позволяя им ссылаться на невнимательность.