Обозреватели пишут, что неоднократный перенос тестового запуска ракеты "Ангара", а также итоговая временная отмена ее запуска демонстрируют несовершенство постсоветской космической отрасли. Среди отрицательных факторов называются провал сроков выполнения работ, низкая эффективность и очень высокие затраты.
Издание отмечает, что рынок коммерческой доставки космических грузов является единственным сегментом космической отрасли, в котором Российская Федерация пока еще сохранила лидерские позиции. Так, на сегодняшний день около 40% ракет России носят на себе исключительно иностранную полезную нагрузку – спутники или астронавтов. При этом, акцентируют аналитики, в сравнении с общей экономикой космоса это не является крупным сегментом - он не превышает и одного процента и составляет около $2 млрд.
Впрочем, Россия рискует теперь потерять и этот рынок - уже в несколько ближайших лет сюда придет Китай. На сегодняшний день наши страны имеют практически одинаковое количество спутников на земной орбите. Так, в течение последних трех лет КНР довела их количество до 117, увеличив этот показатель на 72%, в то время как РФ - до 118, продемонстрировав рост всего на 20%. Кроме того, в конце прошлого года китайцы осуществили запуск лунохода, а на 2020 год наметили высадку человека на Луне и постройку собственной орбитальной станции. По количеству запусков ракет Китай уже догнал США, а темпы развития космической отрасли в Поднебесной являются самыми быстрыми в мире.
Одновременно с этим российские расходы на космическую отрасль в течение последних десяти лет увеличились в 14 раз, в прошлом году составив уже $10 млрд, что, в свою очередь, равно 14% от мировых государственных расходов. При этом, утверждает издание, если в затратах Россия является одним из мировых лидеров, то в сфере доходов от космоса мы находимся на периферии. Так, согласно оценке РБК, Россия получает около 1,6% мировой прибыли от коммерческих космических проектов, которая, согласно данным доклада Space Report 2014, в прошлом году составил $240 млрд.