«С Украиной были подписаны контракты на определенных условиях, которые нарушила Украина. То же произошло с Белоруссией. В обоих случаях мы не нарушили ни одного своего обязательства в отношении как этих двух государств, так и западных стран», - подчеркнул он.
«Путин отвечал на звонки своих европейских коллег и говорил им, что, если они так обеспокоены, то пусть повлияют на своих партнеров, транзитные государства, чтобы они не были причиной беспокойства, - добавил Сергей Лавров. - В итоге это сработало. Президент Ющенко в январе 2006 года выразил удовлетворение новым контрактом».
Глава российского МИДа также отметил, что РФ не хочет продавать газ транзитом через страны, которые будут его воровать или просто не платить за него, и она имеет полное право торговать «голубым топливом» без таких посредников. «Поэтому, - сообщил Сергей Лавров, - строятся порты, которые позволят экспортировать топливо напрямую в страны Европы».
Россия стремится минимизировать риски при поставках своего газа в Центральную и Западную Европу через страны, традиционно являющимися транзитными. Громкие конфликты с Украиной и Белоруссией, через территорию которых идет транспортировка «голубого топлива», сделали необходимым создание альтернативных маршрутов. Больше всего проблем создавала и, похоже, обещает создавать Украина, которая слишком часто готова была в спекулятивных целях срывать поставки российского газа на Запад.
Уже сейчас действует газопровод Россия-Турция «Голубой поток». Возможно также будет реализована идея строительства «Голубого потока-2» для снабжения топливом южных и центральных регионов Европы, при этом дополнительный трубопровод будет проложен по дну Черного моря.
В реализации этого проекта заинтересован ряд стран. Недавно желание войти в их число заявила и Сербия. Кроме того, ведется прокладка северо-европейского газопровода Nord Stream, который пройдет по акватории Балтийского моря, минуя страны, традиционно обеспечивающие транзит российского газа в Европу. «Газпром нефть» также планирует создать собственную бункерную сеть по реализации нефтепродуктов в российских портах и расширить свои позиции на международных бункерных рынках. ОАО «Газпром нефть» - уже зарегистрировало с этой целью дочернее предприятие «Газпромнефть Марин Бункер», которое будет заниматься поставками нефтепродуктов для морского транспорта.