С 2016 года долги физических лиц по имущественным фискальным платежам увеличились на 16% и достигли 194,3 млрд рублей. При этом наибольшие поступления бюджет получает от транспортного налога – в прошлом году сумма платежей граждан по нему составила 132 млрд рублей, увеличившись за 2 года на 20%. Далее следует налог на имущество, за ним – земельный налог. Поступления по каждому из них за три года соизмеримы с отчислениями по транспортному налогу за один год: трехлетние сборы по имущественному налогу составили 149,6 млрд рублей, по земельному – 125,7 млрд рублей, пишут «Известия» со ссылкой на материалы Счетной палаты.
Относительно 2016 года поступления от имущественных налогов с граждан увеличились на 32%, и составили в минувшем году 238,4 млрд рублей. Впрочем, их доля в консолидированных бюджетах субъектов федерации составляет всего 2,5%, а средняя сумма платежа с одного человека не достигает 500 рублей. Параллельно с ростом поступлений отмечается и накопление долгов. Если в 2016 году они составляли около 168 млрд рублей, то в начале нынешнего года достигли 194,3 млрд рублей. В аудиторском ведомстве полагают, что профильные органы неэффективно организовали работу по взысканию данных налогов. Сокращение долгов на 42 млрд рублей в прошлом году произошло из-за списания задолженности, срок истребования которой истек.
В пресс-службе фискальной службы утверждают, не все россияне просрочивают платежи по злому умыслу – у многих нет денег, часть граждан забывает о необходимости уплаты, а для некоторых в целом характерна платежная недисциплинированность. Кроме того, в нынешнем году долги относительно общей суммы начислений растут значительно медленнее, нежели три года назад. Среди мер, направленных на повышение финансовой дисциплины, в ведомстве указывают рассылки по электронной почте и в смс-сообщениях, а также разъяснительные акции в местах массового пребывания граждан.
По мнению профессора РАНХиГС Людмилы Дуканич, долги по имущественным сборам увеличиваются ввиду двух факторов: отсутствия у россиян денег на их погашение и недостаточно качественного администрирования платежей. Отчисления по транспортному налогу попадают в бюджеты субъектов, а по имущественному и земельному – в казну муниципалитетов. И первые, и вторые традиционно собирают налоги менее успешно, чем ФНС – федеральные платежи.