Досужие разговоры о «светскости» российского государства, о том, что не стоило бы церкви лезть в законотворческий процесс и многом другом, так и остаются разговорами. Церковь, меж тем, получая колоссальный набор преференций, продолжает выбивать для себя все новые и новые поблажки, не считая ряда других пикантных вопросов. В этот раз в Московском патриархате решили, что пора бы церкви оградить себя еще и от притязаний разного рода инспекторов. Последним, эка невидаль, слишком часто стали не нравится условия организации условий труда в местах служения Богу.
После целой череды попыток трудовых инспекций различного уровня привлечь религиозные организации к ответственности в виде штрафа или обязательств исправить ситуацию, священнослужителя, судя по всему, решили пойти в контратаку. И если прежде инспектора вполне обоснованно сетовали на уклонение религиозных структур от аттестации рабочих мест, то в скором времени они такого права могут лишиться, а все потому, что РПЦ отныне выступает с набором собственных поправок к действующему трудовому законодательству. В частности, церковники предлагают властям освободить их от обязательств по исполнению требований ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Справедливости ради отметим, что автором этой законодательной инициативы выступила не совсем церковь, а депутаты Ярослав Нилов (ЛДПР) и Ольга Тимофеева (Единая Россия). Но даже в этом случае нам очевиден факт лоббирования, что не очень укладывается в канву действующего в стране конституционного строя.
Традиции служения нарушать не стоит
По версии РПЦ, следует перестать привлекать работников религиозных организаций к разного рода ответственности за нарушения действующих требований к температурному, световому и прочим нормативам, применяемых для организации рабочих мест. Как пишут СМИ, эта инициатива якобы уже дошла до Государственной думы, при этом в профильном по этой проблематике Министерстве труда утверждают, что такого документа пока в глаза не видели.
Что же в действительности происходит? Все довольно просто. В светском государстве, где, напомним, церковь отделена от государства на конституционном уровне, то есть, на уровне главного закона та же церковь настойчиво предлагает изменить законодательство. Мотивируют свое предложение священнослужители довольно бодро, оно якобы позволит в полной мере защищать конституционные права и законные интересы религиозных организаций в России. То есть, здесь конституция работать должна, в остальных случаях – не обязательно.
Впрочем, какая-то доля логики в требованиях церковников все же есть – служение Богу все-таки немного выбивается из общепринятого понимания «работы» как таковой, а потому требует особенного подхода, и в этом РПЦ полностью права. К примеру, действующим законодательством установлены требования к организации рабочего места гражданина. Здесь отмечается и минимальное свободное пространство для работы в квадратных метрах, и требования к организации освещения и многого другого. При этом, служители церкви иногда несут службу в более чем спартанских условиях и при свете одной лишь свечи. Здесь все понятно: особенности культа, традиции, внутренние правила организации, влезать в которые государство не имеет права, и это нормально. Нам в этом смысле вполне понятна вся мотивация, которую уже озвучили некоторые крупные и известные священнослужители. Все они говорят правильно, претензий быть не может, но вопросы есть.
Церковь и законотворчество
И вызывает эти вопросы другое. Если в Минтруде утверждают, что до сих пор не получали самого документа, значит, церковь решила идти по пути наименьшего сопротивления и отправила свою инициативу прямо в парламент через лояльных или просто «понимающих проблематику» депутатов. Не беремся судить о полноте полученной информации, но это в любом случае странно. Неужели высшие церковные чины не имеют доступа к телу чиновников от Минтруда и лично главы ведомства, чтобы в спокойной, формальной или нет обстановке обсудить с ними проблематику особенностей служения Богу. Неужели господин Топилин ни разу не слышал от тех же церковных чинов о существовании самой проблемы, о том, что в церковь то и дело норовят нагрянуть сотрудники трудовых инспекций, так сказать, лезут окаянные со своим уставом в чужой монастырь. Нет, этого, судя по всему, не произошло. РПЦ, как видим по нынешнему положению дел, уже не привыкать ставить себя чуть выше отдельных государственных структур, в том числе целых министерств, и это вызывает у нас некоторые опасения.
Все-таки не хотелось бы, что церковь какую бы паству она за собой не вела, к делам государственным относилась опосредованно, на том уровне, который прописан в главном (!!!) законе страны – Конституции. И ведь рассмотрят и примут эту инициативу в два щелчка, так уж у нас повелось. Не произошло этого, судя по всему, и на уровне думского комитета по вопросам развития гражданского общества, который и должен отвечать за такие вопросы. Да, инициатива представлена депутатами, но ни Нилов, ни Тимофеева, в состав комитета не входят. Откуда тогда такая забота о церкви во времена, когда государство усиливает фискальное давление и предлагает очень непопулярные меры в пенсионной системе? Неужели мелкая проблематика правоприменительной практики сегодня является самым важным для страны барьером к пресловутым «процветанию и стабильности»?
Разумеется, речь идет о частном мнении автора, возможно, веряне с радостью доверили бы РПЦ войти в состав Госдумы и Совета Федерации и начать выдвигать инициативу за инициативой, приводя общественное и государственное устройство в порядок, в том понимании, который существует в рядах священнослужителей. Тем более, что верующих в России подавляющее большинство. Но в этом случае давайте поднимать вопрос о конституционной реформе и дадим уже церкви соответствующие права, в противном случае, как-то не очень по закону получается. Это ведь не в первый раз, ну правда же? Церковь и прежде предлагала Думе запретить аборты, узаконить наказание детей в семьях, передавать госимущество в собственность церкви и многое другое. Кипит работа, дела спорятся, хватило бы времени на духовность.