18+
  1. Рулевой потока

Рулевой потока

Рулевой потока
Встречаются в жизни такие загадочные люди, которые вроде бы ни в чем дурном не замечены, и репутация у них вполне себе нормальная, и вид не отталкивающий, но дела с ними иметь – как говорится, себе дороже.

За ними, как правило, тянется по жизни какой-то странный шлейф сомнительных последствий и обстоятельств. Заведовал, например, человек ларьком – и ларёк погорел. Перешел работать в магазин покрупнее – спустя полгода вскрылась там недостача. Перевели в автосервис – оттуда угнали дорогой внедорожник. И т.д. И всякий раз выходило, что человек, в общем-то не при чем – никто не видел, чтобы он самолично что-то поджигал, воровал, выкатывал из ворот. Но шлейф – вот такой шлейф.

И зная о том, доверите вы такому человеку ключи от собственной квартиры, уезжая в отпуск? Пригласите его в компаньоны, организуя бизнес? Вряд ли, если у вас есть хоть какой-нибудь инстинкт самосохранения. А доверите вы такому человеку стратегический государственный проект?

Почитаем любопытные российские бизнес-хроники недавнего времени. В марте 2013 года информационные агентства сообщили, что Следственный комитет и МВД возбудили уголовное расследование по фактам крупных финансовых махинаций в двух дочерних предприятиях ОАО "Газпром". Ставропольское ООО "Кавказтрансгаз" (ныне ООО "Газпром трансгаз Ставрополь") и столичное ЗАО "Торговый дом "Русь-газ"" подозревались в уклонении от уплаты налогов на сумму более 180 млн руб. В рамках дела прошли обыски, с изъятием документации предприятий. «Схема хищения была установлена следственным путем, а само уголовное дело возбуждено по материалам, поступившим из налоговых органов» - сообщал официальный сайт Следственного комитета. Со своей стороны МВД подчеркивало, что «в налоговые декларации фирм были внесены недостоверные сведения о суммах НДС. Эти суммы по данным МВД были предъявлены к оплате ЗАО «Торговый дом Русь-газ» по фиктивным счетам-фактурам, выставленным ООО «Промтехсервис» только по результатам не осуществлённых в реальности поставок различных расходных материалов по завышенным в десятки раз ценам». Под видом расходных материалов, как отмечалось в СМИ, фигурировали, например, трубы и прочие изделия на сумму 1 млрд. рублей, хотя реальная их цена была не выше 200 миллионов. Добавим, что специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России неоднократно критиковали формат и порядок госзаказа труб «Газпромом».

Не прошло и полгода, как в августе 2013-го звучное имя «Газпрома» замелькало в материалах, связанных с другим колоритным расследованием. На полуострове Ямал, где идёт освоение богатейших месторождений, существует построенная «Газпромом» железная дорога Обская-Бованенково-Карская. Без этой дороги невозможно освоение крупнейшего на Ямале Бованенковского месторождения. Дорога, проложенная по вечной мерзлоте, с 70 мостами через северные реки, обошлась «Газпрому» в 130 миллиардов рублей. В 2009 году на трассе состоялось открытие железнодорожного моста через реку Юрибей: 4-километровый мост – самый длинный в мире из числа расположенных за Полярным кругом. А в «Газпроме» его справедливо характеризуют как «уникальное сооружение, не имеющее аналогов в практике мирового мостостроения».

Возможно, достижения газпромовских мостостроителей навсегда остались бы в истории российских железных дорог исключительно светлым пятном – кто, в конце концов, поперся бы за Полярный круг их осматривать? Но на официальном сайте «Газпром» имел неосторожность опубликовать фотографию торжественного открытия моста через Юрибей – на его фоне сфотографировалась целая делегация во главе с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. К большому удивлению внимательных экспертов и журналистов, под ногами у Миллера со товарищи видны были допотопные деревянные шпалы – вместо бетонных плит, предусмотренных проектом. Потом обнаружилось, что у моста отсутствуют бетонные опоры, наличествовавшие в утвержденной проектной документации. После торжественного открытия и сдачи транспортных объектов в эксплуатацию выяснилось, что и другие мосты на этой железной дороге построены со значительными отступлениями от проектной документации. Например, не построены ледорезы, предохраняющие сооружения от «сноса» льдинами и т.п. Специальное расследование газеты «Ведомости», посвященное этому сюжету, выявило, что как минимум 13 мостов выглядели иначе, чем предусматривалось проектами «Ленгипротранса». В ряде случаев, как писали «Ведомости», по предусмотренным проектом работам и материалам имелись даже акты сдачи-приемки работ, но в натуре они просто-напросто отсутствовали. Разница между запроектированными и реально выполненными работами составила не много ни мало 19 миллиардов рублей, или 15 процентов от сметы строительства! Куда делись эти деньги? «Ведомости» направили запрос в «Газпром»: соответствуют ли проектам построенные мосты и причинен ли компании ущерб? «Газпром» по этому поводу сообщил лишь, что компания уже ответила на «аналогичные вопросы» Следственного комитета России, который как раз расследует по этому поводу уголовные дела. Как отмечала газета, «есть основания полагать, что компания, которая построила монополисту «облегченные» мосты, была связана с газпромовскими менеджерами».

Любопытно, что несколько лет назад имели место переговоры о выкупе ОАО «РЖД» железной дороги Обская-Бованенково-Карская. Но когда «Газпром» объявил «цену по себестоимости» - 130 миллиардов рублей – Владимир Якунин отреагировал: «За такие деньги пусть себе оставят!» Надо полагать, Владимир Иванович знает, что почем в железнодорожном хозяйстве, и его на такой мякине не проведешь.

Эти два эпизода объединяет не только прямая или косвенная связь с «Газпромом», но и личность, скажем так, ключевого менеджера. С 2002 по 2007 ггодах главным инженером – первым заместителем генерального директора ООО «Кавказтрансгаз» (ныне «Газпромтрансгаз-Ставрополь») был Олег Евгеньевич Аксютин. По версии следствия, вышеописанные махинации с трубами и прочими «расходными материалами» имели место в 2005-2007 годах.

В 2007-2008 гг. Олег Аксютин был генеральным директором ООО «Газпром добыча Надым», которое занималось освоением месторождений Ямала и строительством железной дороги Обская – Бованенково. В 2008 году Олег Аксютин получил повышение по службе: став начальником Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром». Здесь опытного управленца ждало очередное достижение: в октябре 2012 года был торжественно открыт новый магистральный газопровод Бованенково – Ухта. Событию придавалось такое значение, что его участников приветствовал с помощью прямой видеосвязи президент России Владимир Путин. Сюжет об этом показали в программе «Время», но не все зрители, увы, узнали про продолжение: магистраль оказалась такого качества, что через полгода ее пришлось ставить на капремонт.

Но при этом в июле 2013 года, сохраняя пост в членство в правлении «Газпрома», Олег Аксютин назначается исполнительным директором компании South Stream Transport B.V. (оператор морского участка газопровода "Южный поток"). За полгода до этого события, по странному совпадению, была реанимирована связанная некогда с нашим героем компания «Фирма ООО «Бизнес Альянс», переименованная в «Инновационные Нефтегазовые Технологии» (ИНГТ). Как предполагают, она была «подарена» любимой «хорошей знакомой», после чего компанию стали активно продвигать на западные рынки для обеспечения нужд «Южного потока». Презентуя нового топ-менеджера, «Газпром» отмечал, что назначенец «обладает значительным опытом в области строительства и управления газопроводами».

В новых геополитических реалиях, сложившихся после присоединения Крыма к России, «Южный поток» приобретает поистине стратегическое значение. Он должен обеспечивать российские поставки сырья в Европу в обход территории Украины, трасса газопровода, возможно, пройдет теперь через Крым и северную часть средиземноморского шельфа. И конечно же, заведовать этим российским стратегическим проектом должен менеджер с безупречной бизнес-биографией. Без шлейфа.