Рынок искусства достиг своего предела

Страсти на арт-рынке наконец-то улеглись. В течение многих лет главные аукционные дома мира казались невосприимчивыми к колебаниям фондового рынка, конфликту на Украине и исторически высокой инфляции.

Даже во время пандемии Christie's и Sotheby's быстро переключились на работу в Интернете, и стоимость произведений искусства продолжала расти. Теперь же фасад арт-рынка начал трескаться.

Весной этого года темпы роста продаж на аукционах Christie's и Sotheby's резко снизились, поскольку опытные коллекционеры предпочли не выставлять свои коллекции произведений искусства на торги в условиях неопределенности в экономике. Топ-менеджеры в аукционных домах и дилеры сходятся во мнении, что нынешний спад, возможно, не потянет за собой все вниз, как рецессия 2008 года. Однако рынок ожидает сокращение продаж и снижение цен, поскольку опытные коллекционеры неохотно выходят на аукционы.

«Мы находимся на переменчивом рынке», – сказал Гийом Черутти, генеральный директор Christie's, назвав рынок солидным, но «менее впечатляющим». Черутти указал на дефицит предложения в качестве виновника снижения выручки на 23% до $3,2 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Christie's, $2,7 млрд было выручено на аукционах, что на 23% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и $484 млн были заработаны на частных продажах произведений искусства, что на 19% меньше, чем в первой половине 2022 года.

Реклама на веке

Конкурент Sotheby's, также являющийся частной компанией, заявил, что не будет публиковать данные о продажах за первое полугодие. В недавнем отчете аналитической компании по аукционным домам ArtTactic говорится, что выручка Sotheby's в первом полугодии на аукционах составила около $2,8 млрд, что на 7,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам представителей ArtTactic, итоговые данные по Sotheby's не отражают дополнительных частных продаж.

Аукционный дом Phillips пережил настоящий удар: выручка за первое полугодие составила $453 млн, снизившись на 39% по сравнению с предыдущим годом. Отчасти это объясняется эффектом высокой базы.

Лишь лондонский аукционный дом Bonhams, специализирующийся на продаже предметов роскоши и коллекционных автомобилей по более низким ценам, похоже, остался не затронут спадом на арт-рынке: его выручка составила $550 млн в первом полугодии, что означает рост на 32% в годовом исчислении.

Какой бы ни была траектория рынка, дилеры ожидают, что аукционная индустрия продолжит адаптироваться, чтобы делать большую выручку с меньшими затратами, и еще больше сместит акцент на Интернет. По словам Черутти, на аукционе Christie's весной этого года почти 80% заявок было сделано через Интернет, по сравнению с 45% до пандемии.

По словам дилеров, аукционные дома, скорее всего, будут делать все возможное, чтобы казаться более современными и модными. Christie's уже перенес часть своих онлайн-продаж на субботы, поскольку, по словам представителей аукционного дома, в это время у молодых коллекционеров больше свободного времени для просмотра. Маркетинговые команды также предупреждают аудиторию о предстоящих аукционах с помощью музыкальных видеороликов, размещаемых в социальных сетях, а не просто публикуют пресс-релизы.

Christie's также заявила, что не отказывается от вторичного рынка цифрового искусства. Компания проводит продажи в нишевых районах, где NFT все еще считаются крутыми, например, в Денвере, который не является типичным центром продаж произведений искусства.

Реклама на веке
Старый матерщинник: как Байден злится за закрытыми дверями Tesla начала расследование из-за проекта стеклянного дома для Илона Маска