Как удалось узнать «Веку», в правительстве уже поговаривают о возможной реформе ОАО «РЖД», чтобы избежать полного разорения отрасли.
Напомним, что на прошлой неделе состоялось заседание совета директоров ОАО «РЖД». В ходе заседания обсуждался один из самых важных вопросов для госмонополии - отчетность за первый квартал этого года и дальнейший финансовый план до конца 2009 года. Прогноз по финансовым делам «РЖД» оставляет желать лучшего, так как убыточность компании не только достигла прогнозируемого апогея, но и фактически в 2 раза его превысила. В апреле 2009 года монополия заявляла, что по году убыток может составить самое большее 50 млрд.рублей, однако на совещании обсуждались новые цифры по нынешнему году - 97,1 млрд. рублей.
В материалах ОАО «РЖД» происхождение убытков объясняется следующим образом. Вместо 5,3 млрд. рублей прибыли от продаж ОАО «РЖД» получит 28 млрд. рублей убытка - за счет роста на 21,2 млрд. рублей расходной части и выпадения части доходов от пассажирских перевозок. Еще 53,1 млрд. рублей дополнительного убытка (при плане в 2 млрд. рублей) принесет ОАО «РЖД» снижение результата от прочих доходов и расходов.
Возможно, что столь серьезные опасения могут и не оправдаться на 100%, но «РЖД» все же решили попросить государство компенсировать оставшиеся потери путем увеличения субсидий из бюджета с 50 млрд. рублей до 80 млрд. рублей или повышением тарифов - более чем на 3%.
Перед руководством ОАО «РЖД» сейчас стоит задача выведения компании на прибыль по РСБУ. Для этого нужно, во-первых, изменить схему передачи ОАО «РЖД» 50 млрд. рублей, которые государство обещало в качестве компенсации за рост тарифов в этом году всего на 8% вместо 14%. Эти средства планировалось внести в уставный капитал компании, но тогда они не могут быть учтены как доходы. Поэтому ОАО «РЖД» предлагает перечислить деньги как субсидию. Одновременно монополия просит у государства еще около 30 млрд. рублей.
«Увеличение субсидий или тарифов – это предлагаемый менеджерами «РЖД» выход из трудной ситуации для того, чтобы показать в конце года хоть какую-то прибыль. Однако рейтинг компании все равно будет падать. И пока неизвестно, согласится ли правительство пойти теми путями, которые рассматривают в компании. Во-первых, по причине того, что государство уже неоднократно выделяло огромные суммы на поддержание «РЖД», но все пошло прахом, реальных сдвигов в сторону улучшения положения отрасли не наблюдается, и нет гарантии, что новые поступления также «не канут в Лету». Во-вторых - повышение тарифов, которые с января этого года уже повышались, может вызвать волну недовольства среди граждан, так как кризис стал причиной сокращений и урезаний заработной платы. В этом случае вряд ли государство согласится на еще одни поборы. Скорее всего, будет разработан новый план по спасению монополии», - заявил «Веку» член научно-технического совета Министерства транспорта Константин Холопов.
Как сообщил «Веку» источник, близкий к Белому дому, новый план по развитию «РЖД» в правительстве обговаривают, но только пока еще на начальном этапе. Тот факт, что власть не видит положительных результатов от субсидирования и повышения стоимости услуг «РЖД», привел к той ситуации в этой отрасли, которую уже прошел «Газпром». Либерализация рынка акций «Газпрома», из которой правительство сделало положительные выводы, может коснуться и ОАО «РЖД».
«Такая возможность в правительстве рассматривается, так как постоянно вливать деньги в не дающие результатов проекты «РЖД», нецелесообразно. Поэтому на Краснопресненской набережной обсуждают план по либерализации акций «РЖД». То есть государство будет, конечно же, владеть контрольным пакетом акций и последнее слово будет за ним, а остальные акции либо приобретут крупные инвесторы, либо будут выпущены в свободное обращение. В покупке весомых пакетов акций заинтересованы стратегические партнеры «РЖД», ведь эта отрасль остается весьма выгодной», - отметил собеседник.
Приобрести пакет акций ОАО «РЖД» вполне могут французская Alstom и немецкий Siiens. Эти компании уже долгое время сотрудничают с «РЖД», и неоднократно заявляли о своем интересе к этой компании. Кроме того, интерес к «РЖД» проявляли и китайские инвесторы. Будет ли воплощен этот план в жизнь, покажет время. Но, по словам Холопова, данная реформа «РЖД» может решить многие серьезные финансовые проблемы компании, а также принести ей большой доход и развитие в будущем.