Сайт Booking.com пытается монополизировать бронирование отелей

Сайт Booking.com пытается монополизировать бронирование отелей
Фото: http://stringer-news.com/
К Booking.com, обеспечивающей более 50% бронирований отелей в России, впервые предъявлены претензии из-за требования к отечественным гостиницам гарантировать для этой системы бронирования так называемую лучшую цену.

С соответствующей жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) обратилось турагентство "Онлайнтур", настаивающее, что требования Booking.com приводят к завышению стоимости размещения на всем российском гостиничном рынке. Сами отельеры спорить с Booking.com пока не готовы, не видит оснований обвинять систему в монополизации рынка и ФАС, несмотря на ряд решений европейских антимонопольных органов в пользу гостиничных сетей.

ООО "Онлайнтур" в пятницу обратилось в ФАС с двумя жалобами в адрес Booking.com. Об этом "Ъ" рассказали в самой компании. В своих жалобах (копия есть в распоряжении "Ъ") "Онлайнтур" указывает, что деятельность одного из крупнейших в мире сервисов бронирования нарушает сразу два федеральных закона — "О защите конкуренции" и "О рекламе". Обращение еще не зарегистрировано, уточнили в пресс-службе ФАС. В Booking.com на запрос "Ъ" не ответили.

Недовольство "Онлайнтура" вызывают договоры, которые система бронирования заключает с отельерами-контрагентами. Согласно данным турагентства, Booking.com включает в текст обязательный пункт о том, что стоимость средства размещения в системе бронирования должна быть самой низкой. Клиент не должен иметь возможности забронировать номер дешевле на сайте самого отеля или другого агентского сервиса. Данный запрет усиливает позиции монополиста и в долгосрочной перспективе приведет к полной монополизации им рынка систем бронирования, говорится в тексте жалобы. При этом в своем втором заявлении "Онлайнтур" ставит под сомнение сообщение на сайте Booking.com, декларирующее "гарантию лучшей цены" и "бронирование без комиссии".

Реклама на веке

По мнению агентства, стоимость гостиниц у туроператоров часто оказывается ниже цены системы бронирования. Например, бронирование двухместного номера в Belconti Resort Hotel в Турции в период с 1 по 8 сентября на Booking.com обойдется в $1453, а на сайте туроператора "Интурист" — в $1385, указывает представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов.

По словам вице-президента по развитию в России и СНГ Intercontinental hotel group (IHG) Арона Либинсона, его компания заключает договоры на одних условиях со всеми агентскими сетями.

"Иногда на сайтах IHG номера можно купить дешевле просто за счет того, что цена здесь обновляется быстрее, ситуации, в которой бронь на стороннем портале окажется дешевле, быть не может",— объясняет он. На таких же условиях с агентами работают отели сети Accor. По словам регионального директора компании в России Алексиса Делароффа, у сети существует глобальный договор со всеми крупными брокерами.

Вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов полагает, что глобальной проблемы в отношениях между гостиницами и Booking.com сейчас нет. Жестко диктовать свои условия сервис может только небольшим локальным игрокам, но и здесь есть разные схемы, объясняет он. "Например, можно выставлять на Booking.com только дорогие номера, которые пользуются невысоким спросом, а все остальное продавать на собственном сайте",— рассуждает господин Прасов.

Booking.com существует с 1996 года, с 2005 года принадлежит американскому холдингу Priceline, который также контролирует аналогичные системы Kayak и Agoda.com. Booking.com предлагает размещение более чем в 700 тыс. отелей в 200 странах. В России интересы компании представляет ООО "Букинг.ком Русиа". По данным Kartoteka.ru, в 2013 году ее выручка составила 181 млн руб., а чистая прибыль — 13,5 млн руб. Глобальная выручка Priceline в 2014 году оценивалась в $8,4 млрд, чистая прибыль — в $7,58 млрд. По данным ComScore, в июле 2015 года аудитория Booking.com в России (в выборке участвовали пользователи ПК старше шести лет) составила 4,119 млн уникальных посетителей, что на 5,9% выше, чем в аналогичный период 2014 года.

Booking.com единственная в России система, обеспечивающая отелям 50% и более бронирований, поясняет руководитель департамента по работе с отелями Hotellook Юрий Вьюшин. Такая ситуация не очень выгодна самим отельерам. По словам господина Либинсона, агентская комиссия Booking.com составляет от 18% до 25%. "Это очень много",— соглашается господин Деларофф.

Недовольство условиями Booking.com у российских турагентов появилось на фоне роста 50% рынка внутреннего туризма, объясняет господин Блинов. По его мнению, наличие в договорах между отельерами и системами бронирования пункта о "лучшей цене" автоматически повышает среднюю стоимость размещения как раз из-за того, что отели включают в стоимость размещения комиссию для Booking.com. Если цены снизятся, объем рынка автоматически вырастет и агенты окажутся в выигрыше, добавляет представитель "Онлайнтура".

Теоретической базой для жалобы "Онлайнтура" в ФАС стал европейский опыт. После длительных антимонопольных разбирательств в Италии, Швеции и Франции в декабре 2014 года Booking.com согласилась исключить из контрактов с гостиницами пункт о "лучшей цене". Сейчас аналогичное расследование ведется в Германии. Но для того чтобы компания попала под действие статьи о недобросовестной конкуренции, нужно доказать ее доминирующее положение, говорит начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев. Даже если через систему проходит более 50% онлайн-бронирований отелей в стране, этого недостаточно — у нее должна быть возможность оказывать решающее влияние на оборачиваемость товара. "А если Booking.com перестанет сотрудничать с отелями, возможность бронировать номера не исчезнет",— поясняет господин Кудрявцев. При этом, подчеркивает он, ФАС в любом случае изучит и конкретное явление, и европейский опыт.

Оригинал материала:
http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=48&PubID=36811
Реклама на веке
Порошенко породил бурю в стакане воды «Власти по всему городу отдают участки узкому кругу лиц»