По подсчетам специалистов ассоциации, опубликовавших доклад «Экономика рунета», наибольший рост демонстрируют рынки электронного контента и сервисных услуг. В прошлом году выручка на них увеличилась на 24% и составила 1355 млрд. рублей. Чуть меньший рост – на 23,5%, зафиксирован в сегменте электронных платежей. Их общая сумма достигла 588 млрд. рублей. В общей сложности в сегменте электронной экономики в 2015 году было задействовано свыше 1,94 трлн. рублей. Это около 2,4% национального внутреннего валового продукта. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом доля электронного сегмента в ВВП увеличилась на 0,2%.
Однако, предупреждают эксперты, непосредственно рост интернет-сегмента экономики начал замедляться. Темпы роста в прошлом году оказались значительно ниже показателей 2014 года, когда поступления в сегменте продаж контента и услуг выросли на 46%, а объем электронных платежей вырос на 36%. По мнению аналитиков, ситуация в онлайн-секторе напрямую связана с общей картиной в экономике. Поскольку покупательские возможности граждан падают, снижаются объемы продаж и размещенной рекламы и в электронном секторе. Повлиять на этот фактор онлайн-сегмент самостоятельно не в состоянии, констатируют авторы доклада.
Непосредственно розничные продажи товаров через Интернет в прошлом году увеличились на 13% и составили 315 млрд. рублей. Годом ранее рост составлял 29%. Продажи билетов, туров и других продуктов, связанных с путешествиями, также выросли на 13%, в то время как в 2014 году рост составлял 43%. Объем сегмента по итогам прошлого года достиг 315 млрд. рублей. Что касается продаж онлайн фильмов, музыкальных произведений, книг и другой электронной продукции, то они также увеличились на 13%, причем намного чаще, чем год назад, россияне стали приобретать книги. Положительная динамика в данной категории составила 67%, а в денежном выражении выручка достигла 1,61 млрд рублей.
Эксперты отмечают: позитивная динамика объясняется, в первую очередь, тем, что большее количество россиян приобрели смартфоны и овладели доступными на их базе приложениями для совершения коммерческих сделок. В целом при помощи мобильных устройство совершается около 25% онлайн-сделок, но по отдельным позициям, в частности, по продажам цифровой продукции, этот показатель достигает 90%. В среднем смартфонами пользуются 40% интернет-покупателей, подсчитали в ассоциации.