В четверг, 20 мая, ОЗПП подало исковое заявление в защиту неопределенного круга лиц в Тверской и Головинский суды города Москвы на две крупные торговые сети: Х5 Retail Group (магазины «Перекресток») и ОАО «Седьмой континент» соответственно. Поводом для заявления в суд стали грубые нарушения законодательства ответчиками в сфере прав потребителей, которые представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью потребителей.
Так, представители ОЗПП приобрели в магазинах «Перекресток» и «Седьмой континент» продукцию с истекшим сроком годности (хлеб «Домашний», сардельки «Клинские», хлеб «Геркулес», сметана «Веселый молочник», блинчики «Блинни Бон», семга «Netto», колбаски «Охотничьи ГОСТ», хлеб «Лицейский»). Причем, после первой контрольной закупки продуктов с истекшим сроком реализации магазины были предупреждены о недопустимости нарушения прав потребителей, их представителям была вручена копия акта проверки.
Но повторная проверка, проведенная через некоторое время в этих магазинах, показала, что торговые сети продолжают бойкую торговлю просроченными товарами, полностью игнорируя требования закона. Как показала проведенная экспертиза, употреблять данные продукты в пищу нельзя, по некоторым из них срок реализации истек пять дней назад, экспертами также обнаружили следы плесени и порчи. Напомним, что представители ОЗПП еще около полугода назад инкогнито устроились на работу тайными продавцами в указанные торговые сети. Что интересно, в обеих сетях для устройства на работу не требовалась даже медицинская книжка или справки о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, которые могут передаваться через контакт с продуктами. При этом сотрудники постоянно соприкасаются с продуктами, участвуют в их перефасовке.
Такое грубое нарушение санитарных норм, как выяснилось, обычная практика для данных магазинов. Увиденная изнутри «кухня» магазинов шокировала даже видавших виды сотрудников ОЗПП: жуткая антисанитария в подсобных помещениях, перефасовка испорченных продуктов, скрытие протухших мяса и рыбы и т.п. Многочисленные нарушения были зафиксированы ими на видеокамеру. Все новые продавцы магазинов проходят «обучение» навыкам обмана потребителя у своих более зрелых коллег. После работы в торговых сетях «Седьмой континент» и «Перекресток» любой человек может получить бесценный опыт продажи просроченных продуктов под видом свежих.
«В частности, наши сотрудники теперь умеют натирать протухшую рыбу подсолнечным маслом, чтобы она выглядела более свежей; прятать под кубиками льда голову и хвост рыбы, чтобы скрыть следы гниения; заливать креветки холодной водой и в таком виде замораживать, чтобы они выглядели гораздо крупнее; некачественную часть мяса прикрывать более свежим куском; фрукты не первой свежести перемешивать с новой партией; просроченные конфеты отправлять на перефасовку», - поделился с «Веком» информацией глава ОЗПП Михаил Аншаков. «Кроме того, к нашим продавцам в течение дня подходили покупатели с вопросом о наличии товара по рекламной акции, который стоит на порядок дешевле. Вот только найти продукт с «шоковой ценой», который так активно рекламирует торговая сеть «Седьмой континент» оказалось не так-то просто.
Таким образом, магазин привлекает дополнительных клиентов, которые приходят за дешевой продукцией, но не найдя ее, покупают то, что есть. Известный маркетинговый ход, который стимулирует приток клиентов за счет их обмана», - добавил он. Заметим, что на торговые сети Х5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») и «Седьмой континент» поступает наибольшее количество жалоб потребителей, поэтому они и стали предметом повышенного внимания со стороны Общества защиты прав потребителей. В связи с тем, что указанные торговые сети никак не собираются менять свою политику по реализации просроченных продуктов, а нарушения прав потребителей носят массовый характер, ОЗПП в судебном порядке требует прекратить противоправные действия и привести практику работы в соответствие с законодательством.
А также просит суд обязать ответчиков довести до сведения потребителей информацию о принятом по настоящему гражданскому делу решении, путём опубликования в ежедневных печатных изданиях, распространяемых на федеральном уровне, и разместить указанную информацию на стендах «уголка потребителя» в торговых точках.