Необходимость принятия такого документа назрела давно. Дело в том, что по информации ФАС России на рынке газа ежегодно пресекается около 40 злоупотреблений доминирующим положением, что составляет около 8% от общего количества ежегодно выявляемых на отечественных товарных рынках нарушений антимонопольного законодательства. При этом подобные злоупотребления на рынке газа выявляются по всей технологической цепочке от добычи углеводородного топлива и доступа к газотранспортным мощностям до поставок голубого топлива населению и промышленным предприятиям. В том числе фиксируются случаи ограничения доступа независимых компаний к газотранспортной инфраструктуре, что приводит к срыву выполнения ими договорных обязательств по поставкам газа.
Подобные проблемы ограничения конкуренции на рынке реализации газа потребителям сегодня решаются в рамках антимонопольного законодательства, которое помогает пресекать такие нарушения, как злоупотребление доминирующим положением, а также контролировать сделки экономической концентрации и сопровождать отдельные сделки требованиями, направленными на обеспечение конкуренции.
Однако, следует заметить, что рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, включая судопроизводство, может занимать достаточно продолжительное время, в течение которого независимые поставщики газа не только теряют реноме в глазах своих потребителей, но и подвергаются штрафным санкциям за срыв договорных обязательств. Именно поэтому, по убеждению ФАС России, и необходимо создание механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в сфере транспортировки углеводородного топлива. Проект постановления Правительства РФ предусматривает утверждение Порядка недискриминационного доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей (ГТС) в Российской Федерации.
Иными словами, к газотранспортной системе РАО Газпром. Если подобный документ будет Правительством РФ принят, многие конфликтные ситуации, связанные с доминирующим положением РАО Газпром и его дочерних компаний на рынке транспортировки газа, перестанут иметь место. В выигрыше окажутся и потребители углеводородного топлива, которым, по большому счету, не должно быть никакого дела до того, из-за нарушения антимонопольного законодательства или по каким-то другим причинам к ним не поступает газ.