По версии следствия, именно Ковалевский с 1998 по 2006 годы подписывал документы, по которым имущественный комплекс «Домодедово» оказался у кипрской фирмы Crossgate Trading Limited.
По словам источника «Известий», СК в феврале направил главе Росимущества Ольге Дергуновой письмо, в котором говорится, что следователи неоднократно обращались к ведомству по делу, но Росимущество не приняло никаких мер по защите интересов РФ и возврате участков Домодедово в федеральную собственность. Получение запроса из СК подтвердил и высокопоставленный чиновник в Росимуществе.
Сейчас эти участки входят в структуру единственного частного аэропорта московского авиаузла — Домодедово, и само наличие частных собственников мешает властям организовать единую управляющую аэропортовую компанию. Внуково и Шереметьево контролируются государством. Нанятые правительством консультанты сейчас прорабатывают модели консолидации аэропортов. Премьер-министр Дмитрий Медведев, как ожидается, в ближайшее время проведет совещание, посвященное Домодедово.
Ковалевский возглавляет Домодедовский район Подмосковья с 1989 года, район был включен в состав городского округа Домодедово в 2011 году — им Ковалевский и руководит до сих пор. Дело против 62-летнего чиновника по ч. 2 ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий, наказывается сроком до семи лет») было возбуждено подмосковным управлением СК в июне 2012-го, но в сентябре Домодедовский городской суд прекратил дело. Судья пришел к выводу о недоказанности того, что спорные земли действительно когда-то были в федеральной собственности. Это решение подтвердил Московский областной суд. В ноябре первый заместитель Генпрокурора подал надзорную жалобу в президиум Мосгорсуда, но дата рассмотрения пока не назначена.
— Границы участков раньше нередко обозначали на глазок, так что суд вполне обоснованно мог посчитать недоказанным, что границы по этим бумагам и по тем, что подписывал Ковалевский, — одно и то же, — пояснил руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» Алексей Коневский.
Пока следователи борются с защитой Ковалевского, Росимущество, в чьи обязанности входит отстаивать интересы государства в спорах о госимуществе, никакого участия в деле не принимает, утверждает источник в СК. В самом Росимуществе отказались сегодня прокомментировать, почему они игнорируют требования силовиков, сославшись на то, что глава ведомства Ольга Дергунова сейчас находится в отпуске.
— Эту ситуацию я комментировать не буду. Но что касается государственного имущества, мы будем защищать интересы государства всеми возможными способами, предусмотренными законом, — заявил «Известиям» официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Как аэропорт «Домодедово» оказался частным
«Домодедовская история» тянется с 1990-х годов. Сначала в 1996 году правительство распорядилось создать на базе имущества местного объединения гражданской авиации, не подлежащего приватизации, ГУП «Администрация аэропорта Домодедово». За новым ГУПом помимо административных помещений, средств транспорта и связи закрепили земли — 1211 га. В 1998–2006 годах глава администрации Домодедовского района Леонид Ковалевский передал в аренду ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» землю ГУПа, говорится в письме СК для Росимущества. Источник «Известий» добавляет, что Ковалевский подписывал документы об отчуждении участков в собственность Crossgate Trading Limited, созданной в мае 2004 года. Следствие считает, что передача земель, отнесенных к категории транспортных, противоречила требованиям Земельного кодекса, а Ковалевский превысил свои полномочия.
Попытки Росимущества вернуть контроль над комплексом построек на территории «Домодедово» не увенчались успехом. Когда в 2004 году выяснилось, что права на это имущество давно перешли к компании Hacienda Investments Limited (Республика Кипр) в результате обмена акций на целый ряд объектов имущества, ведомство обратилось в суд за признанием договора мены недействительным, но проиграло — все инстанции отказали Росимуществу. Другой иск против Hacienda был заявлен об истребовании имущества обратно в собственность государства. Этот процесс также не увенчался для Росимущества успехом.
Часть имущества, которую по законодательству вообще нельзя приватизировать, всё же осталась в госсобственности — это взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное оборудование, стоянки и другие объекты. Ее владельцы аэропорта (конечные бенефициары компании до сих пор неизвестны, несмотря на требования Дмитрия Медведева выяснить принадлежность) арендуют. В сентябре 2012-го Росимущество согласовало с оператором аэропорта Домодедово новую ставку аренды взлетно-посадочной полосы на уровне 410,4 млн рублей в год (ставка выросла в четыре раза).
Если посадят 62-летнего чиновника, проблема не решится.
Один из независимых авиационных экспертов отмечает, что именно с вопросом неопределенности правового статуса земель в составе Домодедово может быть связано то, что летом было принято решение построить третью полосу по невыгодному для оператора аэропорта проекту — на расстоянии 300 м от существующей. Тогда оператор предлагал сдать в аренду государству землю, предназначенную для строительства третьей полосы, за 1 рубль. Эксперт отмечает, что для государства строить полосу на такой земле было рискованно. Собеседник считает, что в эпизодах, о которых идет речь, решения по передаче земель принимались гораздо выше, чем уровень главы района, — на уровне правительства, поэтому нынешнее разбирательство ведется, чтобы найти крайнего.
Теперь, даже если СК в итоге и сумеет привлечь главу Домодедово к ответственности, это вовсе не означает, что земли Домодедово автоматически перейдут обратно в руки государства, говорит юрист Алексей Коневский из «Пепеляев Групп». Наоборот, Росимуществу придется судиться в арбитраже и доказывать при этом еще и то, что не был пропущен срок исковой давности — три года с момента, когда оно узнало о нарушении своих прав (а узнало оно, по всей видимости, тогда же, когда судилось с Hacienda Investments Limited). Вероятно, придется просить суд восстановить эти сроки — что, впрочем, Росимуществу нередко удается, добавил Коневский.
В пресс-службе городского округа Домодедово отказались обсуждать ситуацию до окончания судебных слушаний. Адвокат Ковалевского Дмитрий Чикачков и пресс-служба аэропорта также не смогли предоставить «Известиям» оперативный комментарий.