Земли Домодедово вышли из-под следствия

Генпрокуратура России отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении экс-главы администрации Домодедовского района Подмосковья Леонида Ковалевского.

Ковалевский  подозревался в незаконном отчуждении в пользу иностранной компании земельных участков, которые по распоряжению правительства РФ ранее были переданы ГУП "Администрация аэропорта Домодедово", сообщил агентству РАПСИ его адвокат Руслан Кожура.

Адвокат уточнил, что пока не получил документы об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Отмена уголовного дела удачно совпала с появлением инвестора, претендующего на роль второго оператора аэропорта.

Реклама на веке

"Следователь в телефонном разговоре сообщил о закрытии дела, не назвав причины такого решения", - сказал защитник. По его мнению, прокуратура, возможно, признала, что дело было возбуждено незаконно и необоснованно. "Это нормальная практика, когда прокуратура проверяет законность возбуждения уголовного дела", - отметил Кожура, указав, что ни он, ни его подзащитный не обращались в надзорное ведомство.

"Мы даже не видели самого постановления следователя о возбуждении дела - узнали о расследовании из СМИ, в связи с этим нам не известна фабула обвинения", - сообщил адвокат. По его словам, Ковалевского ни разу не вызывали на допросы, мера пресечения в отношении него следствием не избиралась.

По версии следствия, Ковалевский с мая 1998 года по сентябрь 2006 года произвел отчуждение и передачу в собственность иностранной компании "Кроссгейт Трейдинг Лимитед" федерального государственного имущества - земельных участков, ранее переданных в соответствии с распоряжением правительства РФ в бессрочное (постоянное) пользование ГУП "Администрация аэропорта Домодедово".

Ковалевский возглавлял администрацию Домодедовского района Московской области с 1996 года, а затем в 2005 году получил должность главы городского округа Домодедово.

Ранее сообщалось, что акционеры аэропорта "Домодедово", которому земельные участки были предоставлены правительством в бессрочное пользование, планируют продать актив и сопряженные с ним бизнесы. Известно, что инвесткомпания А1, входящая в "Альфа-групп", подала заявку во Внешэкономбанк на получение финансирования сделки по приобретению столичного аэропорта.

"Домодедово" - одна из самых закрытых российских компаний. На момент подготовки компании к IPO, отмененном в прошлом году, председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик являлся бенефициаром 100% акций DME Limited, холдинговой компании аэропорта. Однако позже он отказывался раскрыть структуру акционеров, объясняя это опасениями рейдерских атак».

В публикации «Внуково» летит в «Домодедово» Агентство федеральных расследований сообщало о том, что на эти участки как раз появился реальный покупатель, претендующий на то чтобы стать вторым оператором аэропорта Домодедово.

В частности в материале говорилось: «компания "Внуково-инвест", которое владеет 25% в ОАО "Аэропорт Внуково" сообщила Министерству транспорта России, что готова приступить к строительству третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Домодедово". "Внуково-инвест" готова вложить в проект третьей ВПП 27 миллиардов рублей собственных средств.

Кроме ВПП компания хочет получить "прилегающие участки земли", на которых намерена построить терминалы и топливо-заправочный комплекс. Таким образом "Внуково-инвест" собирается окупить свои вложения. Компании уже принадлежит 25 процентов акций столичного аэропорта "Внуково". Если государство согласится, "Внуково-инвест" станет вторым оператором "Домодедово".

Предложение совладельцев "Внуково" последовало за появлением информации, что государству не хватает средств на строительство новых взлетно-посадочных полос в "Домодедово" и "Шереметьево". Сообщалось, что на строительство третьей ВПП в "Шереметьево" не хватает 14 миллиардов рублей , и еще 33 миллиарда - на "Домодедово". По другим данным, в "Домодедово" не хватает около 12 миллиардов рублей.

Глава Росавиации Александр Нерадько уже сообщил об этом предложении в правительство. В пресс-службе Минтранса говорят, что министерство хочет выбрать инвестора на конкурсной основе.

"Внуково-Инвест" не впервые проявляет интерес к Домодедово. Компания в начале года была в числе претендентов на акции международного аэропорта Домодедово, заявки на которые собирал Goldman Sachs. В письме в Минтранс "Внуково-Инвест" пишет, что кроме строительства полосы компанию интересуют "прилегающие участки земли". Земля нужна, чтобы построить новые терминалы и топливно-заправочный комплекс, говорит источник, знакомый с ходом переговоров. "Иначе вложения не окупить",— поясняет он. То есть фактически речь идет о появлении в Домодедово альтернативного аэропортового оператора с полноценной инфраструктурой.

Участники рынка утверждают, что сейчас владельцам Домодедово принадлежит около 14 тыс. га приаэропортовой территории. В пределах аэропорта есть и участки федеральной земли. Хватит ли ее для строительства полосы и терминалов, собеседники не знают. Но у государства есть способы получить землю. Оно давно ведет в суде спор с нынешним оператором Домодедово о присвоении частными лицами земли под объектами аэропорта. В конце апреля следственный комитет России сообщал о возбуждении уголовного дела в отношении экс-главы администрации Домодедовского района, а затем главы города Домодедово Леонида Ковалевского. Чиновник подозревается в отчуждении в пользу структур Домодедово земель, переданных распоряжением правительства РФ в бессрочное пользование ГУП "Администрация аэропорта Домодедово".

У международного аэропорта Домодедово (сейчас его владельцы не раскрываются; прошлым летом в преддверии неудавшегося IPO декларировалось, что это Дмитрий Каменщик) давно напряженные отношения с государством. Но до сих пор обострение было бессмысленным: даже если правительство отберет у оператора аэродромное имущество, передать его просто некому. Проект "Внуково-Инвеста" создает такую альтернативу. Глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что в результате стоимость международного аэропорта Домодедово может существенно упасть. Впрочем, ситуация вокруг продажи аэропорта и без того подвешенная и невнятная.

В публикации «Воздушные маневры» над «Домодедово» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «московский международный аэропорт "Домодедово" не ведет переговоров о продаже своих акций. Об этом сообщается в пресс-релизе компании. В сообщении подчеркнуто, что речь не идет о продаже ни мажоритарного, ни миноритарного пакета.

Как сообщалось ранее, в начале марта инвестбанк Goldman Sachs, выступающий агентом по продаже "Домодедово", начал принимать заявки на покупку аэропорта. Заявки подали два претендента - группа "Сумма" Зиявудина Магомедова и "Альфа-групп". (Агентство федеральных расследований FLB сообщало об этих намерениях в публикации «Домодедово» влетело в зону конкурентности»).

До этого в числе претендентов на актив назывались совладелец "Внуково" Виталий Ванцев, "Ренова" Виктора Вексельберга, совладелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов. Позже глава ФАС Игорь Артемьев уточнил, что официальных заявок на покупку аэропорта не поступало.

Акционеры "Домодедово", имена которых до сих пор не раскрываются, оценивали свой актив в 5 миллиардов долларов. В то же время ряд экспертов называли меньшую сумму.

Владельцы "Домодедово" еще в первой половине 2011 года думали провести первичное размещение акций на бирже, однако потом решили отказаться от сделки. После этого, уже в конце года, на рынке стали появляться слухи о том, что "Домодедово" будет продано одной из российских бизнес-структур.

Как недавно рассказывало в публикации «Цугцванг» на летном поле» Агентство федеральных расследований FLB, «вокруг продажи московского аэропорта «Домодедово» складывается довольно необычная ситуация. Объект продается собственниками как «жемчужина» российской авиации, крупнейший в Восточной Европе и современнейший авиационный хаб, с почти неограниченными перспективами развития. Однако, несмотря на все усилия менеджмента и владельцев аэропорта, сделка до сих пор не состоялась. Более того, торговля идет в сторону уменьшения стоимости аэропорта: за последние два года последовательно назывались суммы в 5 млрд. долл., затем 4 млрд. долл., затем 3,5–3 млрд. долл., а сейчас аэропорт, похоже, не стоит и этих денег.

И даже в этом случае источники, знакомые с ходом переговоров, утверждают, что потенциальные покупатели – группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и инвесткомпания «А1» из холдинга «Альфа-групп» – пока не договорились с продавцом о приемлемой цене актива.

Группа «Ист Лайн», управляющая аэропортом с 1997 года, всегда была образцовым примером успешного государственно-частного партнерства в гражданской авиации. Получив от государства в аренду аэродром, частная компания под руководством предпринимателя из Свердловска Дмитрия Каменщика, достаточно дешево построила новый пассажирский терминал и за считанные годы вывела «Домодедово» на первое место по пассажиропотоку, оставив далеко позади прежнего лидера – международный аэропорт «Шереметьево».

Успехи частной компании в борьбе с государством позволили в отрасли говорить о том, что ее акционеры имеют сильные связи «на самом верху». Очевидно, и у самого Дмитрия Каменщика возникло ощущение предпринимательского могущества, и он позволил себе поссориться с другой влиятельной госструктурой – Министерством транспорта РФ. В 2008 году менеджмент «Домодедово» фактически остановил перевозки альянса AirUnion. После такой ссоры вряд ли аэропорт мог рассчитывать на лояльность профильных чиновников.

В сентябре 2010 года проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы в «Домодедово», несмотря на уже выделенное финансирование из бюджета, был внезапно заморожен. Вскоре Росавиация заявила, что к 2014 году «Домодедово» останется вообще с одной работающей полосой, поскольку одна из двух имеющихся закроется на капитальный ремонт. Кроме того, Минтранс сократил финансирование реконструкции автодороги в «Домодедово», которая также была раньше запланирована за счет федерального бюджета.

Это был удар, что называется, под дых. Засуетились крупные международные перевозчики, базирующиеся в «Домодедово». Самым плохим сигналом для группы «Ист Лайн» стал перевод части рейсов авиакомпании Lufthansa в аэропорт «Внуково» в начале нынешнего года. Вслед за ней стали переводить рейсы и другие крупные перевозчики. (Агентство федеральных расследований FLB рассказывало об этом в публикации «Перевозчики улетают из «Домодедово»). Именно такие события обычно предшествуют окончательному решению авиакомпании о перебазировании из одного аэропорта в другой. Уход важнейших клиентов существенно перераспределит баланс сил в московском авиаузле и окончательно подорвет лидерство «Домодедово». Очевидно, что это и есть одна из главных причин того, что стоимость аэропорта снижается. А ведь еще около года назад сам «Аэрофлот» не исключал возможности перехода в «Домодедово», но сегодня о таком варианте уже не может быть и речи.

Теперь вряд ли даже новому собственнику удастся вернуть былые перспективы развития «Домодедово», хотя еще год назад его представители говорили о зарезервированной земле в зоне аэропортового комплекса аж на 15 независимых друг от друга взлетно-посадочных полос.

Это обстоятельство было одним из аргументов «Ист Лайна» в пользу строительства третьей взлетно-посадочной полосы именно в «Домодедово»: при строительстве новых аэродромных объектов и другой инфраструктуры можно было бы сэкономить на выкупе земельных участков. Между тем доподлинно неизвестно, кому земли на самом деле принадлежат, равно как и то, продаются ли они сегодня собственниками аэропорта вместе с имеющимися в его структуре объектами.

Непрозрачность структуры акционеров и вообще корпоративных процедур в компании также вряд ли повышают привлекательность ее активов для инвесторов. Финансовые показатели «Ист Лайн» не публикует, а неофициальную информацию о том, что выручка аэропорта превышает 30 млрд. руб. в год, невозможно никак проверить. Потенциальному инвестору придется практически «верить на слово» аэропортовым менеджерам, которые в условиях непубличности переговоров могут существенно завышать ключевые показатели эффективности бизнеса.

Шанс на то, что все эти данные будут доступны для широкой общественности в результате выхода «Ист Лайна» на IPO, был окончательно упущен весной 2011 года: компания в последний день перед самым размещением сняла свое предложение. Из комментариев Дмитрия Каменщика было понятно, что инвесторы якобы не согласились заплатить запрошенную акционерами цену за акции.

Привлекательность актива уменьшается и в силу чисто экономических причин, которые обусловлены предыдущей инвестиционной активностью владельцев «Домодедово». Государственные аэропорты «Шереметьево» и «Внуково» заблаговременно запаслись профицитом терминальных мощностей, построив за три года огромные пассажирские комплексы на вырост, пусть и преимущественно за государственный счет. В «Домодедово» же терминалы строились по «модульному» принципу и периодически расширялись вслед за фактическим ростом пассажиропотока. А ведь именно фактор наличия мощностей для развития является ключевым и для принятия решения о строительстве дополнительной инфраструктуры в аэропорту, и для определения адекватной цены актива при продаже.

Получается, что у нынешних акционеров, похоже, уже нет поля для маневра, чтобы попытаться сохранить бизнес, который не сможет приносить прежние доходы, а скорейшая продажа аэропорта – единственный эффективный сценарий выхода из стремительно сжимающегося актива. В стратегической борьбе за московский пассажиропоток менеджмент «Домодедово» допустил целый ряд ошибок, которые с большой вероятностью можно считать роковыми.

Государство уже недвусмысленно заявило о том, что будет осуществлять структурное объединение московских аэропортов «Шереметьево» и «Внуково» и модернизировать его инфраструктуру. А затем, как ранее заявляли высокопоставленные правительственные чиновники, в зону тяготения объединенного оператора может попасть и «Домодедово». Однако роль у него будет скорее всего незавидная: главной задачей этого процесса станет устранение потенциального конкурента, а не самостоятельное развитие аэропортового комплекса на юге Москвы. Обидно лишь то, что вполне жизнеспособный проект с поистине огромными перспективами был фактически похоронен усилиями его же собственных создателей.

Реклама на веке
Усманов никак не поделит с Москвой 18 кв. метров Равных нашим пока нет