Согласно действующему законодательству, выдвигать свои предложения на тендерах по закупкам за государственный счет не могут лица, имеющие конфликт интересов с заказчиком данной закупки. Однако сейчас подразумевается, что выгоду от победы на конкурсе могут получить только лица, в личной или опосредованной собственности которых находится свыше 10% ценных бумаг или долей в компании-поставщике. Согласно предложенным изменениям, список участников конфликта интересов со стороны компаний-участниц тендеров расширят за счет бенефициарных собственников последних.
В данную категорию включат лиц, которые вправе напрямую либо опосредованно контролировать активность предприятия. Кроме того, профильные органы должны будут проверить, не связан ли конкретный участник госзакупки с другими компаниями, которые официально являются его конкурентами. Соответствующие сведения будут искать в базе данных Федеральной налоговой службы, а также в информационных ресурсах загсов. В Минэкономразвития полагают, что данная мера позволит упредить сговоры между связанными между собой участниками госзакупок.
Директор департамента экономического ведомства Максим Чемерисов полагает, что новые правила повысят прозрачность при определении победителей конкурсов на выполнение государственных заказов и ликвидируют существующие в этой отрасли коррупционные проявления. Поправки направлены на противодействие неконкурентным шагам всех участников конкурсной процедуры, поясняет он.
Со своей стороны, в Федеральной антимонопольной службе заявили, что с проектом изменений пока не ознакомлены. А старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин предсказывает противоречия при трактовке термина «бенефициар». В различных законодательных актах и Налоговом кодексе данное понятие сформулировано по-разному, однако в устоявшейся практике под бенефициаром подразумевают лицо, которые решает, как использовать полученный компанией доход, а также одобряет ключевые решения.
А гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов считает, что столь строгие меры не всегда оправдано, ведь нельзя исключить ситуацию, при которой владелец компании, которая действительно готова лучше и дешевле всех выполнить заказ, находится в родственных связях с ответственным за закупку чиновником. Такого же мнения придерживается гендиректор компании по оптимизации закупок PrECA Зелимхан Сулейманов. Он добавляет, что склонность к сговору нередко демонстрируют бизнесмены и чиновники, которые формально между собой не связаны, но, к примеру, некогда были одноклассниками или коллегами.