СПС: выборы по-чёрному

Расходная часть бюджета политических партий и кандидатов всех мастей и размеров во время предвыборной кампании - одна из самых интересных и закрытых тем.

И чем менее популярен тот или иной кандидат или партия, тем "жирнее" предвыборные бюджеты, тем агрессивнее в своих начинаниях пиарщики, стремящиеся вылепить из усохшей кучки экскрементов любимца народных масс.

Фиаско "Союза правых сил" на последних парламентских выборах не вызвало ни удивления, ни разочарования. Ни у политологов, ни у избирателей, ни у самих "правых", "похоронивших" собственную партию задолго до 2 декабря 2007 года. И уж тем более неожиданной оказалось решение руководства СПС опротестовать итоги выборов в Госдуму. При этом Никита Белых пояснил, что "речь в большей степени идет не о фальсификации результатов, а о том, что СПС, по сути, не дали провести избирательную кампанию". В частности, лидер СПС указал на вновь вскрывшиеся факты беспрецедентного административного давления на активистов и аресты печатной продукции, коей, по словам адвоката СПС Вадима Прохорова*, было изъято по всей России аж 40 млн экземпляров.

Но стремясь показать размах "репрессий", доведших партию до закономерных 0,96% голосов на выборах, либералы явно перестарались. Эксперты в области политтехнологий путём нехитрых арифметических подсчётов пришли к неутешительному для СПС выводу: если найдут подтверждение представленные "Союзом правых сил" факты, то партию может ожидать скандал покруче известного доклада комиссии под руководством Константина Ремчукова, расследовавшей расхищение предвыборного бюджета партии на выборах 2003 года.

Реклама на веке

Согласно представленному в ЦИК РФ финансовому отчёту, общий бюджет "Союза правых сил" не превысил 130 млн. рублей. В том числе, 61 млн. рублей был направлен на производство печатной агитационной продукции.

Между тем, в своей предвыборной агитации СПС не производил впечатления стеснённой в средствах партии. Красочные календари, листовки, цветные газеты с потретом улыбающегося лидера - всё это не могло не радовать глаз и сердце владельцев типографий. По оценкам "Московского комсомольца", выпуск одного номера "Достройки" или "Проблемы №1" стоил в среднем 5 рублей. Чуть меньше стоит один экземпляр карманного календаря. То же самое касается плакатов и прочей агитки. В общем, как ни крути, а меньше 300 млн. рублей никак не выходит.

А ведь это только, напомним, конфискованные экземпляры. По словам лидеров партии, только за первую неделю ноября 2007 года правоохранительными органами было задержано и изъято порядка 14 млн. агитационной продукции. Но ведь многие видели и газеты, и листовки, и календари с логотипом СПС как до "роковой" даты, так и после.

Работа на предвыборном фронте, по многочисленным свидетельствам региональных агитаторов, началась много раньше, чем по закону пришло время открывать специальный избирательный счет через ЦИК РФ, и обеспечивалась преимущественно "черным" налом. СПС вообще рисковала не дожить до дня голосования, если бы получила официальное развитие история с откровениями наёмного пиарщика СПС, решившего поделиться своими соображениями о ходе предвыборных баталий с френдами.

Из записи в дневнике следует, что "никаких проблем с деньгами у СПС не было" и на ведение агитационной кампании было выделено порядка $28 млн., или, в пересчёте на рубли, около 700 млн/ "деревянных". Разумеется, что эти цифры не фигурировали ни в одном из официальных документов, а если в центральном или региональных штабах партии вдруг случались пожары, то, по словам "правых", сгорали исключительно плакаты для митингов. При этом, правда, куда-то вдруг пропадали платёжные ведомости региональных агитаторов, вынужденных пикетировать уже офисы своего работодателя, требуя законного вознаграждения за свой труд. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Не стоит забывать и о том, что после выборов в Госдуму у партии остались огромные долги. Не только перед собственными активистами, но и перед государством. Получив поддержку менее 1% принявших участие в выборах избирателей, партия потеряла шансы на возвращение внесённого ей в кассу ЦИК РФ избирательного залога в сумме 60 млн. рублей, порядка 90 млн. рублей, заплаченных за агитацию на государственных телеканалах, а кроме того лишилась госфинансирования - если бы "правые" набрали более 3 % голосов, в течение последующих четырех лет до следующих выборов государство выплачивало бы СПС каждый год по 5 рублей за каждый голос, отданный за эту партию. Для примера, с 2004 по 2007 год СПС получил из бюджета 12 млн. рублей.

Вот и приходится не пожелавшим с позором уйти на почётную пенсию лидерам "правых" находить оправдание проигрышу. Но судебная палка может оказаться о двух концах. И какой из них сильнее ударит по обнажившимся ягодицам либералов второй волны не рискнёт предсказать самый могущественный маг и волшебник.

*
Вадим Прохоров внесен Минюстом в реестр иностранных агентов
Реклама на веке
Кремль ответил WikiLeaks Антикризисный рекрутинг