Особого внимания Концепция участников заседания не привлекла. Видимо, она, как и любая другая идея, не подкрепленная солидными финансовыми вливаниями, далека от жизни
Проект исправленной Концепции государственной национальной политики РФ глава Министерства регионального развития (МРР) был представлен комиссии, в состав которой входят сенаторы и спикеры парламентов, представляющие национальные субъекты РФ. Обновить прежнюю концепцию, принятую еще в 1996 году, Владимир Путин распорядился в 2002 году. Осенью прошлого года появился первый вариант новой концепции, разработанный МРР, основной идеей которого было формирование "единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа". Однако против этого определения выступили многие национальные республики, посчитавшие, что МРР пытается узаконить положение русского народа как "старшего брата".
В новом варианте концепции тоже говорится о необходимости "сплочения граждан РФ как единой гражданской общности" и "формировании единой гражданственности с учетом установок толерантности и патриотизма". Однако роль русского народа осторожно названа "объединяющей": именно благодаря ей, как говорится в документе, "на территории России сохранилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов". Кроме того, авторы новой концепции приняли во внимание новые особенности нашей жизни, добавив пункты о "противодействии экстремизму и ксенофобии" и "учете особенностей культур и традиций народов России в воспитательной работе в воинских частях". Положение о "повышении ответственности должностных лиц за охрану правопорядка с целью недопущения обострения межнациональных отношений", скорее всего, появилось после сентябрьских национальных погромов в Кондопоге, одну из главных причин которых власти увидели в плохой работе правоохранительных органов.
Впрочем, как отметил министр Яковлев, никакой закон не будет работать, если не создать "финансовые основы государственной нацполитики". Для этого, по его мнению, необходимо закрепить финансирование нацполитики в бюджете отдельной строкой и создать специальную федеральную службу на базе департамента межнациональных отношений МРР, который сегодня является "единственным ведомством, занимающимся национальными вопросами". Это, по задумке руководства МРР, позволит более эффективно расходовать средства, которые могут быть выделены в рамках пока не принятой федеральной целевой программы этнокультурного развития регионов (примерно 4,5 млрд руб. из федерального бюджета и 4 млрд из внебюджетных фондов субъектов РФ). "Сейчас в силу ведомственности все распилено между министерствами, пояснил директор департамента межнациональных отношений МРР Александр Журавский. Нет единого центра, который занимался бы нацпроблемами в образовании, информполитике".
Обновленная концепция участников заседания практически не заинтересовала. Только зампред комиссии, член СФ Владимир Слуцкер посетовал, что "в концепции нет идеологии, которая должна быть связующим звеном между целями и задачами нацполитики". А вот предложение сделать МРР главным куратором национальных отношений несколько оживило собравшихся. Например, спикер госсовета Татарии Фарид Мухаметшин заявил, что Минрегионразвития "задачи по решению национальных вопросов не выполняет, да и не может их выполнять по объективным причинам". Поэтому он предложил "создать настоящее министерство, дать ему полномочия, выделить финансы и сделать его руководителя вице-премьером". Мысль о необходимости учреждения отдельного ведомства по нацвопросам поддержали и другие члены комиссии. "Создание новых структур это мираж, ответил Яковлев. Новое министерство проживет один-два года. Надо поддержать действующее министерство, в том числе передать ему от Минкульта конфессиональную часть, а то мы сейчас работаем на общественных началах".
В результате, по инициативе сенатора Слуцкера было решено создать согласительную группу из членов комиссии СФ и сотрудников МРР, которая доработает концепцию, "сосредоточившись на стратегии и идеологии межнациональных отношений в России". Яковлев с предложением доработать документ в сотрудничестве с сенаторами и спикерами согласился, хотя такая корректировка может дорого обойтись самому главе МРР. Ведь если мнение о целесообразности воссоздания полноценного Министерства национальностей все-таки будет поддержаноо, Министерство регионального развития так и не получит ни дополнительных полномочий, ни, что самое главное, права единолично делить деньги, выделяемые на нацполитику в рамках федеральных целевых программ.
Напомним, что Концепция государственной национальной политики Российской Федерации была утверждена 15 июня 1996 г. Указом Президента Российской Федерации Борисом Ельцина. Этот документ стал результатом совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, известных российских ученых и общественных деятелей, разработавших первую в новейшей российской истории систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений.
Концепция не является законом. Она является документом, который задает планку, задает модель этно-культурной политики на современном этапе. Концепция сыграла свою определенную роль: она создала правила в этой области общественной жизни, межнациональная проблематика с улиц и площадей перешла в аудитории, за стол переговоров, в общественные и гражданские организации.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации явилась отправной точкой для разработки новых нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях. Заложенные в тексте Концепции основные направления государственной национальной политики получили развитие в федеральных законах О свободе совести и религиозных объединениях (1997 г.), О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (1999 г.), О гражданстве Российской Федерации (2002 г.), О противодействии терроризму (2002 г.), О государственной службе казачества (2005 г.) и ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации.