Вчера стало известно о том, что Генеральная прокуратура РФ вынесла постановление о привлечении в качестве обвиняемого бывшего генерального директора ОАО Совкомфлот и отставного сенатора от Волгоградской области Дмитрия Скарги, об этом сообщает РБК. Бывший гендиректор обвиняется в причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также в злоупотреблении полномочиями. Сумма ущерба, причиненного Скаргой, оценивается примерно в $200 млн. Между тем длящаяся уже полтора года война между Совкомфлотом, возглавляемым нынче Сергеем Франком, и Скаргой больше напоминает, драку не поделивших имущество бизнесменов. Хотя, по сути, Совкомфот - на 100% государственная структура.
Напомним, что еще полтора года назад руководство Совкомфлота подало на Дмитрия Скаргу в английский суд. В иске было указано, что ответчики сдавали в аренду суда Совкомфлота собственным офшорным компаниям по заниженным ставкам. Эти офшоры в свою очередь пересдавали суда в аренду, но уже по рыночным ставкам. А разница и агентский сбор за поиск клиентов на сумму более $250 млн. осели у офшоров.
Понятно, что за такие дела ни в одной фирме по головке не погладят. Но почему именно сейчас, уже заняв должность гендиректора предприятия, Сергей Франк обратил на это свое внимание, а не тогда, когда он занимал должность министра транспорта.
Ведь то, что творилось при непосредственном руководстве Франка с транспортом в Совкомфлоте, вообще ни в какие ворота не лезет.
Напомним, что эта организация возникла еще при Советском Союзе. Минморфлот СССР начал реализовывать программу обновления отечественного торгового флота. Специально для этого была создана компания Современный коммерческий флот (Совкомфлот), на баланс которой было передано ни много ни мало $500 млн и более 170 судов, построенных по последнему слову техники.
По информации Новой газеты, за те годы, что Франк возглавлял Минтранс, неизвестно куда ушло более ста новейших пароходов, стоимость которых превышала $1 млрд дол. США. Численность флота сократилась всего до 77 единиц. Кроме того, весь флот был заложен в зарубежных банках в качестве обеспечения выданных Совкомфлоту кредитов. Хотя обычной мировой практикой является залог не более чем 70% судов, а оставшиеся 30% обеспечивают возможные колебания фрахтового рынка и дают возможность обслуживать полученные кредиты. В ситуации же с Совкомфлотом возникает значительный риск потери лучших российских судов, которые могут быть арестованы в любой точке мира в случае изменения конъюнктуры на рынке и невозможности выплат по кредитам. В то же время доходы, получаемые Совкомфлотом в размере $200-220 млн. в год, не полностью поступали в бюджет государства.
Понятно, что во всем винить тогдашнее руководство Минтранса глупо. Но, с другой стороны, оно не могло не знать, что у них творится под носом, когда уходили миллионы долларов. А если знало, но молчало, то это уже похоже на молчаливый сговор, в результате которого все стороны довольны.
Оставив должность министра транспорта у Сергея Франка неожиданно открылись глаза на происходящие безобразия. Видимо, решив показать себя крупным менеджером, он и затеял этот процесс по возврату денег. Конечно же, Дмитрий Скарга не без греха и, возможно, он виновен во всех тех ужасах, в которых его обвиняют сотрудники Франка. Но он, по всей видимости, успел к этому подготовиться. Оставив пост директора Совкомфлота и став сенатором, он подписал запрос в Генпрокуратуру, внимание которой обращалось на деятельность Франка уже на посту судоходной компании. В нем говорилось, что Совкомфлот заказал три ледовых танкера Samsung Heavy Industries. Корейская верфь должна построит суда по проекту скандинавской Aker Yards. Сумма контракта $424 млн, т. е. каждый танкер обойдется Совкомфлоту в $140 млн. Эти три танкера были заказаны специально для перевозки нефти СП Лукойл и ConocoPhillips.
Но сенатор помнил, что за год до этого Aker готова была построить аналогичные суда в полтора раза дешевле. Как указано в письме, ФГУП Адмиралтейские верфи взялось построить Севморнефтегазу, дочке Газпрома и Роснефти, два ледовых танкера того же размера на 70 000 т, но за $90 млн каждый. И разрабатывает эти суда та же Aker Yards . Заключение руководством госкомпании сделки по завышенной цене предполагает нерациональное использование средств российского бюджета и наносит ущерб имущественным интересам страны, - говорилось в запросе.
Зная все тонкости судоходного рынка, два профессиональных бизнесмена пытаются поймать друг друга на том, кто сколько украл у государства. Подлинной цифры никто никогда не узнает. Она известна только им двоим.