Те в свою очередь перекладывают ответственность на руководство РЖД. Характерным примером может быть недавнее заявление ОАО Алтайэнерго (дочки РАО ЕЭС России) о том, что при норме 150 тысяч тонн угля на складах станции заложено всего 115 тысяч. И в течение последних дней запас этот не пополняется. А ведь при нынешних наружных температурах воздуха в котлах ТЭЦ-3 сжигается 4,3 тысячи тонн в сутки, а в период суровых январских морозов и все 7, а то и 8 тысяч тонн. Виновник ситуации, заложниками которой могут стать алтайцы, ОАО Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК). С поставщиками угля вовремя заключены договоры, осуществлена оплата твердого топлива, в том числе и расходы на транспортировку. Однако по-прежнему оно на станцию не поступает. Если учесть, что уголь Бородинского разреза для ТЭЦ-3 является проектным и другой для котлов станции использовать невозможно, то Алтайэнерго находится в зависимости от монополиста, заявляют энергетики.
Действительно, в данной ситуации СУЭК, который принадлежит структурам, близким к бизнесменам Сергею Попову и Андрею Мельниченко, является монополистом, так как компания обеспечивает углем весь регион. Впрочем, руководство СУЭКа заявляет, что он здесь не при чем, а винит во всем железнодорожников. Как говорится в письме, направленном гендиректору Алтайэнерго Юрию Касьянову, планы на дополнительную поставку угля Красноярской железной дорогой не принимаются. Обращаю внимание на то, что невыполнение планов поставки бородинского угля по вине РЖД происходит по всем без исключения грузополучателям.
Конечно, между СУЭКом и Алтайэнерго и ранее были конфликты. А в прошлом году компании даже судились между собой. После того как алтайцы задолжали угольщикам полмиллиарда рублей, последние подали в Арбитраж. Чем закончилось бы это дело, неизвестно, если бы стороны не пришли к мировому соглашению. Впрочем, СУЭКу банкротить своих партнеров невыгодно, ведь структурам Мельниченко-Попова принадлежит в Алтайэнерго около 20% акций. Да и ситуация, когда в зависимость от железнодорожного монополиста поставлены стратегические объекты, далеко не единичный случай.
Так, критическая ситуация сложилась еще в конце сентября с поставками угля для Мурманского морского торгового порта (ММТП). Всю ответственность за срыв подачи вагонов с углем аналитический отдел ОАО ММТП возложил на руководство РЖД. Как заявил Олег Борец, заместитель генерального директора СУЭКа, - если наша компания не сумеет согласовать с РЖД заявку на использование инвентарного парка полувагонов РЖД, то уголь в порт не придет, экспортные контракты СУЭКа будут сорваны. Олег Борец пояснил, что по нормативу у СУЭКа в Мурманском торговом порту должно находиться 310 тысяч тонн угля в единовременном хранении, а находится около 200 тысяч тонн.
А что же РЖД? Эта структура винит, как всегда, кого угодно, только не себя. Как заявляют представители монополиста, - ОАО РЖД не может являться регулятором развития угольной отрасли, так как низкий уровень тарифов на перевозку угля обеспечивается за счет увеличения тарифов на транспортировку высокодоходных грузов, что приводит к росту транспортной составляющей в их цене и снижению конкурентоспособности их перевозок. В дальнейшем, исходя из роста инфляции и нестабильности уровня цен на уголь на мировых рынках, компания не сможет обеспечивать перевозки угля по тарифам, ниже уровня себестоимости, используя перекрестное субсидирование за счет других грузов. Вопросы конкурентоспособности российского угля должны решаться методами нетарифного регулирования в целях достижения баланса интересов железнодорожного транспорта и потребительских услуг.
Между тем, за несколько месяцев доходы той же Красноярской дороги (которую обвиняют в недопоставке угля с СУЭКа на Алтайэнерго) от транспортировки нефти составили 3 млрд. руб. Выручка всего российского госмонополиста в области железнодорожных перевозок увеличилась до 749,2 миллиарда рублей ($28 миллиардов) с 652,3 миллиарда. Понятно, что зарабатывать на перевозке нефти куда выгодней, чем на дешевом угле.
В настоящее время вовсю идет создание грузовой железнодорожной компании на базе РЖД. Предполагаемые доходы от нее ожидаются миллиардные. Так что напрасно железнодорожники открещиваются от роли регулятора рынка. Именно это ведомство занимает позицию, когда проблемы создаются искусственно, а сам холдинг почти напрямую заявляет, что возить дешевые грузы ему невыгодно. Только в конечном итоге страдают не столько сами угольщики (они с монополистом всегда сочтутся), а простые граждане, которые в суровые морозы останутся без тепла.