18+
  1. Тольяттиазот опять нахимичил

Тольяттиазот опять нахимичил

Тольяттиазот опять нахимичил
Новосибирское отделение Общероссийской общественной организации «Российская экологическая экспертиза» обратилось в прокуратуру Болотинского района Новосибирской области с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении ОАО «Тольяттиазот», одного из крупнейших предприятий в России по выпуску минеральных удобрений.

Причиной обращения стал инцидент на станции Болотная 6-го февраля нынешнего года, когда из цистерны, перевозившей аммиачную воду тольяттинского производства, пролилось на землю порядка 13 тонн ядовитой субстанции. Примерно в это же время совет директоров «Тольяттиазота» рекомендовал собранию акционеров утвердить рекордный уровень дивидендов по итогам 2011 года.

Аммиак — основа для производства азотных удобрений, в том числе таких как нитрат и сульфат аммония и карбамид, а также взрывчатых веществ, полимеров, азотной кислоты и многих других химических продуктов. Он применяется в медицине и холодильной промышленности. Жидкий аммиак используется в качестве растворителя, а аммиачную воду широко применяют в промышленности, в частности, в производстве красителей, при получении соды, в электролитическом производстве ферросплавов, в качестве удобрения, а также для аммонизации кормов. В общем, аммиак, без сомнения, — один из важнейших продуктов химической индустрии. Объем мирового производства аммиака достигает порядка 150 млн т в год.

На долю России приходится около 9 % мирового выпуска и порядка 16 % мирового экспорта аммиака: страна отгружает за рубеж примерно четверть от общего производства, что делает ее одним из крупнейших экспортеров этого вещества в мире. Завод «Тольяттиазот», расположенный в Самарской области, является лидером российского производства аммиака. По состоянию на 2007 год предприятие занимало примерно пятую часть российского рынка аммиака и 7,6 % мирового. Его производственные мощности позволяют выпускать свыше 3 млн т продукта в год, в 2010 году его было произведено 2,13 млн т. Выручка предприятия в 2010 году составила около 19,7 млрд руб., чистая прибыль — 1,76 млрд руб.

Более свежие показатели — как производственные, так и финансовые, — пока не обнародованы: «Тольяттиазот» не относится к числу публичных компаний.

Это не помешало совету директоров предприятия рекомендовать акционерам, собрание которых намечено на 10 марта, утвердить по итогам 2011 года дивиденды из расчета 6,76 млн руб. на обыкновенную акцию. Это означает, что общий размер выплат составит порядка 3 млрд руб. (2,913 млрд, если быть точным) и на них пойдет более половины чистой прибыли, которая за прошлый года ожидается, по данным газеты «Коммерсант», на уровне 5–5,5 млрд. Тут уместно напомнить, что более 76 % акций «Тольяттиазота» контролируется менеджментом завода во главе с проживающим в Лондоне Владимиром Махлаем (который, впрочем, в марте 2011 года решением других акционеров был смещен с должности председателя корпорации «Тольяттиазот» и остался без формального поста). Генеральным директором ТоАза стал Евгений Королев.

Решение совета директоров «Тольяттиазота» о выплате дивидендов было воспринято экспертами с недоумением: еще в конце 2011 года на рынке циркулировали слухи о том, что предприятие в соответствии с «традицией» последних лет не планирует выплачивать дивиденды.

Эксперты объясняют это внезапное решение тем, что акционеры намерены обратить доходы предприятия — а прошлый год с точки зрения конъюнктуры оценивается как весьма удачный — в «живые» деньги, монетизировать и мобилизовать прибыль. В самой компании никак не комментируют неожиданную щедрость.

Между тем одновременно вышеупомянутое заявление новосибирских экологов в прокуратуру, стало для ТоаЗа еще одним досадным инцидентом на фоне новостей о продолжении давней истории с пропавшими из реестра предприятия акциями компании «Eurotoaz limited», вестей о расколе в руководстве предприятия — Владимир Махлай, чей сын Сергей сегодня значится председателем совета директоров, из-за кордона пожаловался губернатору Самарской области Владимиру Артякову на генерального директора Евгения Королева и других членов совета директоров; а также продолжении следственных действйя в рамках заведенного на Королева уголовного дела «по факту воспрепятствования осуществлению или незаконного ограничения прав владельцев ценных бумаг».

Представляется очевидным, что «новая дивидендная политика» «Тольяттиазота» обусловлена болотом проблем, в котором предприятие утопает благодаря действиям менеджмента, и проблемы с экологией являются одной из них. В этом отношении название новосибирской станции, где произошел разлив аммиака, — Болотная — весьма символично.

По данным МЧС Новосибирской области, в цистерне, из которой 6-го февраля вследствие разгерметизации произошла утечка, перевозилась 35 %-ная аммиачная вода, предназначенная для производства удобрений. Даже такой концентрации достаточно, чтобы проявилось удушающее действие на человека аммиака, воздействие которого в течение определенного времени может вызвать поражение центральной неравной системы. По счастливой случайности, в Болотной никто не пострадал, территорию утечки быстро оцепили и обработали противодействующими химикатами. Новосибирская транспортная прокуратура начала проверку соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и соблюдения законодательства об охране окружающей среды.

В «Тольяттиазоте», не дожидаясь результатов прокурорской проверки, поспешили откреститься от аварии, свалив все на перевозчиков. Обычная практика, если посмотреть на практику решения на предприятии вопросов экологии.

Так, транспортировка аммиака с предприятия осуществляется главным образом по построенному еще в 1980-е аммиакопроводу «Тольятти—Одесса» протяженностью 2417 км. В середине декабря 2011 года украинская сторона в лице компании «Укрхимтрансаммиак» прекратила прокачку газа по аммиакопроводу, объяснив это необходимостью ремонта одной из насосных станций и просьбой Одесского припортового завода временно приостановить работу «трубы» для проведения технических мероприятий. Это объяснение было отвергнуто руководителями «Тольяттиазота»: не обладая привычкой вкладываться в обновление производственных мощностей, для урегулирования ситуации они привлекли политический ресурс, а не техников. Привлекает внимание тот факт, что, несмотря на шум, поднятый вокруг проблем с транспортировкой аммиака и связанных с нею финансовых потерь, руководство завода после восстановления в середине января работы аммиакопровода не спешит предъявлять украинской госкомпании экономические или юридические претензии, хотя свой ущерб оно оценивает более чем в 600 млн руб.

Отсутствие названной привычки привело к самому — пока — громкому экологическому «делу» «Тольяттиазота» — результатам проверки предприятия Ростехнадзором ровно год назад. Два десятка специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявили свыше пятисот нарушений практически в каждом сегменте деятельности компании и составили об этом внушительный документ, каждая из более 200 страниц которого говорит об опасности, исходящей от завода, как для окружающей среды, так и для самих сотрудников. Об том, что завод — это потенциальная экологическая бомба, много писалось в региональных и федеральных СМИ. Но недавно пресс-служба предприятия сообщила, что «выявленные нарушения не влияют на безопасность работы завода, значительная часть их на сегодняшний день уже устранена, оставшиеся устраняются согласно срокам, установленным в предписании Ростехнадзора». Просто интересно, как им удалось этого добиться, ведь значительное место среди выявленных нарушений занимает значительный износ основных производственных фондов, средств контроля и управления, узлов противоаварийной защиты, которые попросту не обновлялись с момента запуска предприятия и подолгу не ремонтировались. Каким образом отсутствие модернизации и технического перевооружения производства, вкупе с недостаточной квалификацией персонала и неприемлемыми условиями труда работников предприятия, удалось исправить в столь короткие сроки — большая загадка.

Из-за конфликтов с местными властями и населением, прежде всего по вопросам несоблюдения природоохранного законодательства, уже много лет заморожен основной инвестиционный проект «Тольяттиазота» — строительство терминала по отгрузке продукции завода в порту Тамань. Доходило до митингов протеста перед офисом компании в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края, организованных активистами местных экологических движений. Основным требованием протестующих, в итоге пославших письмо Владимиру Путину, было проведение экологической экспертизы проекта «Тольяттизазота». По мнению местных жителей, он был подготовлен и реализуется не только с нарушением множества экологических норм (в письме Путину приводится длинный список конкретных примеров), но также со злоупотреблением служебным положением тольяттинским руководством проекта.

Между тем, подобных проблем не возникает у многих других крупных индустриальных компаний, строящих в Тамани собственные терминалы. Так, в первой половине 2012 года Минтранс РФ планирует провести конкурс по отбору инвесторов, которые зайдут в порт. Среди подавших заявки: «Глобал Портс Инвестментс ПЛС» (терминал для перевалки контейнеров), «ЕвроХим» (терминал для перевалки минеральных удобрений), «Металлоинвест» (терминал для перевалки железорудного сырья), «Сибирская Угольная Энергетическая компания» (терминал для перевалки угля), «Базэл» (терминал для генеральных грузов и зерна) и другие. «Тольяттиазота» среди них нет.

На этом фоне, кажется, уже почти забылись обвинения Росгиромета в адрес «Тольяттиазота» в загрязнении окружающей среды в 2009-м, нарушение предприятием Лесного кодекса РФ в 2010 году, и другие эпизоды игнорирования природоохранного законодательства. Однако предприятие находится в списке Общественной палаты РФ загрязнителей окружающей среды, по которому проводит проверку, а экологи призывают Ростехнадзор вернуться на «Тольяттиазот» с новой проверкой.

В связи с печальной экологической репутацией предприятия закономерностью, а не «наездом рейдеров», как утверждает менеджмент «Тольяттиазота», выглядит заявление НРО РЭНЭ в связи с аварией на станции Болотная, в котором содержится требование привлечь к ответственности предприятие, неспособное обеспечить надлежащие условия перевозки своих опасных грузов и допустившее нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порчу земли. «Мы твердо убеждены в том, — говориться в заявлении экологов, — что в нашем правовом государстве за подобную халатность и разгильдяйство в отношении окружающей природной среды виновные лица должны понести ответственность вплоть до уголовной».