Путин говорил о повышении эффективности госуправления при использовании информационных технологий - так называемого «электронного правительства», о приоритетном использовании отечественного программного обеспечения взамен иностранного, об открытости ведомственных баз данных.
«Время пришло» - так называется и глава книги экс-министра информатизации и связи, бизнесмена Леонида Реймана «На пути к цифровому дому», которая была выпущена в 2009 году. То, что еще три года назад казалось если не утопическим, то неблизким будущим, сегодня входит в жизнь. Леонид Рейман, как настоящий айтишник, обошелся без громких слов и просто отразил в книге свое отношение к информатизации, то есть, к тому, что он знает лучше всего: до кресла министра он прошел путь от инженера до первого заместителя генерального директора ОАО «Петербургская телефонная сеть». Он описывает информационные технологии, как средство расширения интеллектуальной развитости населения и улучшения жизни всего населения страны.
Как пишет, в частности, Рейман, первое место в ряду задач электронного правительства занимает качественно новый уровень организации работы государственных и местных органов власти с гражданами страны. «Хорошо известно, что сегодня получение информации от органов власти – дело достаточно трудоемкое, требующее немалых затрат сил, времени, нервов, а в иных случаях и денег, идущих, как выражаются в народе, на «подмазывание» чиновников. Технологии электронного правительства еще очень молоды, но опыт их разнообразного использования во многих странах мира накоплен немалый. Согласно отчету ООН, уже в 2003 году в 33 странах мира через Интернет осуществлялись юридические действия, в которых одной из сторон выступают органы государственной власти».
Опыт государств – лидеров в области применения ИТ позволяет нам сегодня представить тот базовый набор услуг, которые в недалеком будущем смогут получать все граждане России.
В считанные минуты можно будет получить информацию, можно ли претендовать на получение каких-либо пособий и льгот, оформить налоговую декларацию, получить сведения о вакансиях по своей специальности не только в своем регионе, но и в стране, за рубежом, получить паспорт, водительские права, свидетельства о рождении, браке, смерти и другие документы.
«Через Интернет будет проходить общение граждан России и с Фондом социального страхования, который занимается выплатами пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, оплатой путевок в оздоровительные учреждения для взрослых и детей и т.д. Очень важно, чтобы такие социальные выплаты без волокиты и какого бы то ни было произвола со стороны чиновников получали все, кому они положены по закону».
По соображениям Леонида Реймана, процесс регистрации по месту жительства тоже станет электронным, что опять-таки освободит человека от обременительных хождений по инстанциям. Аналогичным образом упростится и процесс регистрации приобретенных автомашин – и отечественных, и иномарок, и новых, и бывших в употреблении. Это не только сократит потери времени и нервов, но и значительно сократит коррупционное поле. Так же, как, например, подача заявлений на выдачу разрешений на строительство будет происходить в электронном виде, личное общение с чиновниками и здесь уйдет в прошлое, а вместе с ним – и конверты с деньгами как способ оплаты «снисходительности» человека, принимающего решения.
Как отмечалось на недавнем совещании в Новосибирске, средняя стоимость услуги чиновников в электронном виде составляет около двух рублей, а в «бумажном» – более 22. Леонид Рейман в своей книге тоже говорил об экономии: «Внедрение электронного правительства выгодно в любом случае. При работе с гражданами существенная экономия средств достигается в первую очередь за счет автоматизации многих процессов и сокращения штатов чиновников. Что же касается услуг, предоставляемых бизнесу, то тут экономический эффект оказывается много более значительным, и не только для государственного бюджета. Электронное налогообложение оборачивается снижением затрат не только на содержание контролирующих органов, но и на ведение бухгалтерии для всех, кто платит налоги. В США, например, введение подобной системы позволило сэкономить до 180 долларов в год в пересчете на каждое зарегистрированное в стране предприятие».
Следующая позиция - электронные закупки. В России они были введены в 2006 году, экономия бюджетных средств - от 15 до 25 процентов!
На совещании в Новосибирске при участии Владимира Путина был приведен такой факт: годовой документооборот средней компании, занимающейся поставкой продуктов, нередко превышает 5 млн. экземпляров, это колоссальные затраты на бумагу. Важной задачей становится переведение компаний на электронный документооборот.
Из книги Леонида Реймана: «На сегодняшний день даже те частные компании, которые ввели у себя электронный документооборот, вынуждены значительную часть документации хранить в бумажных копиях – для отчетности перед налоговой инспекцией и другими проверяющими государственными органами. Электронный документ в нашей стране, к огромному сожалению, пока еще не стал документом полноправным. Контролирующие органы предпочитают иметь дело с бумагой, с обычными печатями и подписями.
Изменить такое положение дел может только государство, и сегодня на Правительство России с надеждой смотрят представители отечественных и зарубежных компаний, которые осознали эффективность и выгодность использования систем электронного документооборота, но пока не могут в полной мере воспользоваться ими в нашей стране. Вероятно, все барьеры в этом отношении будут сняты тогда, когда электронный документооборот войдет в практику работы самих органов государственной власти, когда чиновники перестанут бояться электронных документов и электронных подписей и научатся легко обращаться с ними в процессе своей повседневной деятельности».