Причиной аварии, по данным МЧС, стала сильная изношенность оборудования на данном участке нефтепровода. Треснувшей трубе было около сорока лет. Она давно выработала свой целевой ресурс, то есть, попросту говоря, проржавела. В результате произошел разлив нефти на площади 340 квадратных метров, и объем вытекшей нефти составил 48 кубометров.
На месте аварии работали две аварийные бригады МН Дружба, а также оперативная группа Главного управления МЧС России по Брянской области. Поврежденный участок трубы был вырезан и заменен на новый. Пролитую нефть откачали.
Расстояние от места аварии до ближайшей реки Ипуть составляет 4 км, и загрязнения водного объекта не произошло. В настоящее время ведутся работы по сбору и утилизации вытекшей нефти и загрязненного грунта, - сообщили корреспонденту Века в компании Транснефть.
Между тем, эта история стала напоминать детектив.
Вскоре после аварии замглава Росприпроднадзора г-н Митволь заявил что, меры, которые предпринимает АК Транснефть, не могут обеспечить полной гарантии безопасности эксплуатации трубопроводов. Мы доехали до Брянска и изъяли все документы, касающиеся трубопроводов. Речь идет о двух нитках нефтепровода: Унеча-Полоцк-1, который эксплуатируется с 1964 года, и Унеча-Полоцк-2 (с 1974 года). Раньше один был основной, другой резервный, но сейчас они оба эксплуатируются под давлением 43,5 кг на кв. см. Только за последние 4 месяца на этих нефтепроводах было выявлено 487 опасных дефектов (228 и 259 соответственно). Основными причинами является брак, допущенный при изготовлении труб, и износ мощностей. По тем техническим документам, которые мы получили, при нынешнем техническом состоянии этих трубопроводов безопасной эксплуатации быть не может.
Однако сегодня мнение главного борца за экологию в России резко изменилось. Уже утром г-н Митволь утверждал что, АК Транснефть сделала все, что должна была сделать в таких случаях, для оперативной ликвидации аварии и ее последствий на нефтепроводе в Брянской области. Компания мобилизовала очень серьезные силы - несколько десятков единиц техники и более 500 человек, аварийные работы шли в течение двух дней. Росприроднадзор пока не видит оснований для возбуждения уголовных дел по факту аварии.
С чем же связана такая резкая перемена мнения чиновника из Росприроднадзора? Как стало известно Веку от источника, близкого Газпрому, в Кремле, настойчиво порекомендовали не выносить сор из избы, а, наоборот, консолидировать усилия по пресечению утечек информации.
Действительно, экологическая тема в Транснефти является секретной.
Как заявляют в российском отделении Гринписа, все, что попадает в руки Транснефти, приобретает какие-то несвойственные ей негативные черты. Так, материалы оценки воздействия на окружающую среду, не подлежащие засекречиванию ни при каких обстоятельствах, становятся документами конфиденциального характера, и желающим ознакомиться с ними в копировании фотографировании отказывают категорически.
Если так пойдет и дальше, глядишь, сама Транснефть вскоре станет секретной организацией, о существовании которой можно будет догадываться лишь иногда, когда в очередной раз где-нибудь прорвет трубу или не случится экологическая катастрофа.