По словам чиновника, данная мера была введена в ответ на запуск Россией системы «Платон». При этом он пояснил, что на протяжении 10 лет в Литве проезд для грузового транспорта является платным, но на основании межправительственных соглашений, подписанных в 1992-1993 годах, российский транспорт от данного сбора освобождался.
Суточный проездной для большегрузов можно будет приобрести на автозаправках. Его стоимость составит 11 евро. За стикер, который позволят в течении недели путешествовать по дорогам Литвы, придется заплатить от 37 до 52 евро. Годовой обойдется в 753-1071 евро. Согласно предварительным оценкам, за год российские фуры принесут в литовский бюджет порядка 5 миллионов евро.
Вскоре после того, как было объявлено о начале взимания платы с российских дальнобойщиков Россельхознадзор приостановил транзит рыбы через территорию Литвы в Россию
Напомним, что система для грузовых автомобилей массой более 12 тонн «Платон» была запущена с 15 ноября. Транспортные компании обязаны зарегистрировать свои автомобили на сайте системы и, пользуясь личным кабинетом, пополнять счет перед выходом в очередной рейс. Для списания средств со счета перевозчика необходимо оформить маршрутную квитанцию либо установить бортовое устройство, которое будет фиксировать маршрут при помощи спутника. В настоящее время за 1 км пути предусмотрена плата в размере 1,53 руб., однако уже с марта тариф планируется повысить до 3,06 руб.
Собранные средства направляются в Федеральный дорожный фонд. Согласно планам, в первый год система «Платон» должна принести бюджету порядка 40 млрд рублей. Как ранее сообщал Росавтодор, по состоянию на 26 ноября в фонд поступило более 470 млн рублей. Как сообщили в ведомстве, часть вырученных за счет введения системы «Платон» денег будет направлена на поддержку региональных государственно-частных проектов.
Запуск системы сбора платежей и штрафов за проезд грузовиков по федеральным трассам вызвал волну протестов среди водителей большегрузов. Причиной акций, начавшихся 11 ноября, дальнобойщики называют неработоспособность «Платона».
Более чем в 20 регионах России водители большегрузов провели акции протеста. Одним из главных требований, которые выдвигали протестующие по всей стране, стало введение моратория на дополнительную плату с большегрузов на три года и на использование системы «Платон» в тестовом режиме в течение года.
На трудности с использованием системы жаловались не только российские водители. Также свое недовольство ею в конце ноября выразил МИД Литвы, который направил ноту российской стороне. В документе литовцы пожаловались на трудности, которые возникли из-за введения системы.