Но, если прежние лидеры предлагали пустить северные реки вспять, то нынешний глава государства выступил с инициативой о создании международного консорциума по строительству второй ветки Волгодонского канала. По мнению Путина, эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями. Напомним, что Волго-Донской судоходный канал был построен в 1952 году. Его пропускная способность составляет 16,5 миллиона тонн грузов в год.
Между тем, в самом Кремле к предложению Путина относятся со скепсисом. Как сообщают «РИА Новости» со ссылкой на источник в кремлевской администрации, «этот проект быстро не окупится и он, скорее, политический. По этому каналу смогут ходить сухогрузы и нефтеналивные суда, перевозящие нефтепродукты. Даже если не будет построена вторая линия канала, то предстоит серьезная реконструкция существующего Волго-Донского канала».
На официальном же уровне Путина поддержали только российские и казахстанские политика. Так, губернатор Волгоградской области Николай Максюта как всегда постарался показать свою полную поддержку инициатив президента РФ. В связи с этим он заявил, что «для меня, как для главы региона, важным в послании Владимира Путина стало его предложение правительству проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского судоходного канала. Введенный в эксплуатацию более полувека назад, канал замкнул в единую цепь воднотранспортную систему, соединившую все моря европейской части нашей страны». Волгоградский губернатор также утверждает, что реализация проекта позволит не только увеличить пропускную способность этой важной для России транспортной артерии, но и поможет прикаспийским государствам стать морскими державами».
Солидарен с российским президентом и его постоянный союзник – Казахстан. Как заявил депутат сената (верхней палаты) парламента Республики Казахстан Анатолий Башмаков, «это будет хорошее дело для укрепления отношений прикаспийских государств. А нам, тем более сейчас, этот регион надо укреплять. Это даст больше возможностей для экономического и торгового сотрудничества. Это для России очень важно, все-таки Казахстан проводит многовекторную политику, в том числе и экономическую, сейчас с ежегодным увеличением объемов добычи нефти встает вопрос о перекачке ее по существующим сегодня нефтепроводам, проходящим по территории России».
Азербайджан, не склонный в последнее время во всем поддерживать Россию, оказался в этом вопросе более прохладным. По мнению главного редактора азербайджанской финансово-аналитической газеты «Деньги» Рауфа Раджабова, «от появления второй линии Волго-Донского канала выиграют все государства, расположенные вокруг Каспийского моря». «Просто у Азербайджана выигрыш будет не так заметен, как у других стран указанного региона. Другое дело, если бы этот проект был претворен в жизнь лет 10 назад. А сегодня у страны есть возможность доставки нефти, нефтепродуктов и газа благодаря трубопроводам из Баку в Джейхан (Турция) и Эрзерум (Турция), а также прямо в Средиземное море», — заявил он.
И уж, конечно, совсем негативно на предложение о создании консорциума отреагировала Грузия. По словам независимого грузинского эксперта, профессора Тбилисского государственного университета Эмзара Джгеренаиа, «инициатива президента РФ Владимира Путина по строительству второй линии Волго-Донского канала, которая, по его словам, может стать крупнейшим и экономически выгодным инфраструктурным проектом для России, а также обеспечит выход для прикаспийских государств в Мировой океан — обычная предвыборная реклама. Предлагаемый проект не может быть рентабельным. Это будет очень дорогой путь для грузов с Каспия в Мировой Океан, причем, с очень низкой пропускной способностью, поскольку шлюзы канала не позволят проходить по этому маршруту танкерам и другим судам большого водоизмещения. А тот же нефтяной бизнес не терпит малых объемов перевозок, и вообще, нефть гораздо более выгодно транспортировать посредством трубопровода, это общеизвестно».
Впрочем, цифры говорят за экспертов куда весомей. Как сообщают российские СМИ, в прошлом году через Волгодон было перевезено 4,137 млн. тонн нефтепродуктов. Даже если эту цифру увеличить в 2 или в 2,5 раза, она все равно останется незначительной по меркам международного нефтяного бизнеса. Еще важнее то, что по реке идут почти исключительно продукты нефтепереработки, предназначенные для удовлетворения собственных потребностей регионов европейской части России. На сырую нефть из указанного 4-миллионного объема прошлогодней перевалки приходится всего 14 тыс. тонн.
А если это так, то пусть расчетами занимаются политики. К экономике такие проекты отношения не имеют.